В российско-американских отношениях запахло холодной войной
Премьер РФ Владимир Путин не исключает новой гонки вооружений, если США не ратифицируют договор с Москвой о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). В интервью телекомпании CNN он заявил, что это не угроза - "мы просто говорим, что произойдет, если не договоримся о совместных усилиях".
Ранее на это указывал и президент Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию. Отметив, что Россия готова совместно с заинтересованными государствами работать над укреплением механизмов противодействия ракетному распространению и строить архитектуру ПРО, "сопрягающую потенциалы РФ и НАТО", Д.Медведев описал всего два возможных с точки зрения Москвы варианта развития событий: "Или мы достигнем согласия по ПРО и создадим полноценный совместный механизм сотрудничества, или же начнется новый виток гонки вооружений. И нам придется принимать решение о размещении новых ударных средств. Совершенно очевидно, что этот сценарий был бы очень тяжелым". По его словам, если стороны не смогут договориться о ПРО, то новый виток гонки вооружений возможен в ближайшие десять лет, а то и раньше.
Из высказываний российского руководства следует, что Москва ставит США и НАТО два главных условия: во-первых, ратифицировать СНВ, а во-вторых, согласовывать с ней создание противоракетного щита в Европе. Причем наиболее принципиальным является именно последнее. Особенно если учесть, что сейчас администрация президента Барака Обамы делает все, чтобы СНВ поскорее вступил в силу.
"Сигналы, которые мы получаем из Вашингтона, указывают на то, что шанс на ратификацию до конца года не потерян, - заявил вчера "Коммерсанту" глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. - Администрации Б.Обамы придется проявить виртуозность переговорщика и с каждым потенциальным республиканцем провести филигранную работу. Сессия продлена почти до рождественских праздников, а это значит, что вплоть до Рождества возможность ратификации сохраняется".
Таким образом, уже в ближайшее время ситуация вокруг СНВ может проясниться. Чего нельзя пока сказать о сотрудничестве в вопросе ПРО. Запад до сих пор не дал ответа на обнародованную в Лиссабоне инициативу РФ о разделении зон противоракетной ответственности на сектора. Впрочем, и отвергать ее с ходу никто не стал.
Очевидно, что разъяснения Владимира Путина и Дмитрия Медведева по поводу того, что ждет мир, если предложения России будут отвергнуты, должны предостеречь Запад от нежелательных для Москвы решений. Между тем военные эксперты говорят, что теоретически Россия может ввязаться в новое военное противостояние с США, но это повредит ей самой.