Арестованный генерал СКР обжаловал в суде возбуждение своего дела
Лефортовский суд столицы в среду рассмотрит жалобы арестованного замруководителя столичного СКР Дениса Никандрова на возбуждение в отношении него уголовного дела. Об этом РБК сообщила пресс-секретарь суда Екатерина Краснова. Она отметила, что жалоба подана в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса — на действия следствия.
Замглавы столичного Главного следственного управления СКР Никандров, а также руководитель управления собственной безопасности ГСУ Михаил Максименко и его зам Александр Ламонов были арестованы 19 июля.
Всем им инкриминируется получение взятки в особо крупном размере (ст.290 Уголовного кодекса). По данным источника РБК, знакомого с ходом расследования, за деньги руководство СКР обещало изменить меру пресечения близким друзьям авторитетного предпринимателя Захара Калашова (Шакро Молодого) — Андрею Кочуйкову и Эдуарду Романову, задержанным после разборок около кафе Elements на Рочдельской улице в столице в декабре 2015 года.
Теперь Никандров требует признать, что уголовное дело было возбуждено незаконно. Заседание назначено на 3 августа.
Как рассказывал РБК источник, знакомый с ходом расследования, изначально в отношении каждого из фигурантов было возбуждено отдельное уголовное дело. При этом только в отношении Никандрова постановление о возбуждении дела подписывал лично председатель СКР Александр Бастрыкин. Дела же в отношении Максименко и Ламонова возбуждали следователи ФСБ, которые сейчас ведут расследование.
Именно это обстоятельство может стать причиной для отмены постановлений.
Согласно закону, поясняет РБК адвокат Эдуард Исецкий, уголовные дела в отношении руководства СКР должен возбуждать сам Следственный комитет: это прямо вытекает из статьи 29 федерального закона «О Следственном комитете».
А уголовные дела в отношении сотрудников центрального аппарата, чей статус закон приравнивает к руководящему звену, в том числе в отношении Максименко и Ламонова, должен лично подписывать председатель СКР Бастрыкин, поясняет адвокат.
«Законодатель сформулировал такую позицию, чтобы сохранить независимость следователей, чтобы они не опасались, что в отношении них кто-либо сможет возбудить уголовное дело», — поясняет Исецкий.
Правильность этих положений неоднократно подтверждал и Конституционный суд (КС), указывает адвокат. В частности, в постановлении от 12 мая 2012 года по жалобе Каткова КС указал, что эти нормы являются дополнительной гарантией для следователей.