Путин и Трамп обсудили будущую встречу и сирийский вопрос
2 мая российский президент Владимир Путин по телефону обсудил со своим американским коллегой Дональдом Трампом двусторонние отношения в контексте международных проблем. Разговор между двумя лидерами стал третьим с момента вступления Трампа в должность. Ранее президенты США и России провели телефонные разговоры в конце января, сразу после инаугурации Трампа, и 4 апреля, когда хозяин Белого дома позвонил российскому лидеру, чтобы выразить соболезнования в связи с терактом в метрополитене Санкт-Петербурга.
Лидеры обсудили перспективы сотрудничества России и США в борьбе с терроризмом в Сирии, а также «обстоятельно обсудили ситуацию на Корейском полуострове». Путин призвал к сдержанности и снижению уровня напряженности, сообщает «РИА Новости», ссылаясь на Кремль.
Телефонный разговор с Путиным — рутинный ритуал для американского президента, считает Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД). «Все-таки Россия крупный игрок на международной арене, в том числе по вопросам безопасности на Корейском полуострове и в Европе, — сказал эксперт РБК, подчеркнув, что США не могут не учитывать позицию России сегодня. — Трамп хочет иметь максимум определенности с Москвой, но при этом сохранив за собой право на непредсказуемые действия».
Во время разговора также поднимался вопрос первой встречи Путина и Трампа. Лидеры России и США высказались в пользу организации личной встречи на полях саммита G20 в Гамбурге, который должен состояться 7–8 июля.
На прошлой неделе «Коммерсантъ» сообщал, что их встреча может состояться в конце мая в одной из европейских стран, где американский президент, предположительно, может остановиться в перерыве между саммитом НАТО в Брюсселе и G7 — в итальянском городе Таормине. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков не подтвердил и не опроверг РБК данную информацию.
В ответ на вопрос о предполагаемых сроках и месте встречи Рябков заявил, что никаких договоренностей пока не достигнуто. «Мы не думаем, что преждевременное обсуждение даты и места поможет содержательной подготовке [встречи]», — сказал он в интервью РБК.
Разногласия по Сирии
Одной из главных тем разговора российского и американского президентов стала Сирия и ситуация на Ближнем Востоке. По итогам визита в Москву госсекретаря Рекса Тиллерсона 12 апреля агентство Associated Press сообщало, что глава Госдепа передал российскому президенту основные принципы плана Трампа по урегулированию ситуации в Сирии. Однако пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не подтвердил эту информацию.
Американские удары по сирийской авиабазе в начале апреля серьезно обострили отношения между Москвой и Вашингтоном. Несмотря на это, Трамп выразил надежду на то, что взаимопонимания удастся достигнуть.
Во второй половине апреля Министерство иностранных дел России раскритиковало расследование Организации по запрещению химического оружия. Михаил Ульянов, директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями, заявил, что утверждения о том, что Россия пытается помешать расследованию химической атаки, являются «абсолютно лживыми» и «неудовлетворительными». Чиновник считает, что западные страны «панически боятся», что беспристрастное расследование поставит под сомнение их версию, согласно которой в химических атаках виноваты Дамаск и покрывающая его Москва.
Однако западные эксперты полагают, что несмотря на враждебную риторику с обеих сторон и ракетные удары США по Сирии, факт химической атаки должен объединить Москву и Вашингтон. Такой точки зрения придерживается Майкл О’Хэнлон, эксперт из Брукингского института, ведущего аналитического центра США. Это не должно противоречить попыткам Москвы и Вашингтона установить сотрудничество, сказал он в интервью РБК. «Нельзя позволять Башару Асаду травить газом своих же людей, — добавил он. — Российская сторона должна признать это».
Серьезный вызов для России и США — выработать стратегию, которая поможет при участии Асада стабилизировать ситуацию в стране хотя бы на короткий период времени, рассуждает О’Хэнлон. Профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд отметил в разговоре с РБК, что главная цель ударов США по Сирии — наказать Асада за предполагаемое использование химического оружия, однако подобный шаг вовсе не означает, что Трамп целенаправленно провел эту операцию, чтобы показать миру и Путину, «кто в доме хозяин», и что новая администрация США будет проводить более жесткий курс. Удар по Сирии говорит о том, что у Трампа нет внешнеполитической стратегии и решения принимаются ситуативно.
Подобная непредсказуемость Трампа может как сыграть на руку Кремлю, так и стать для Москвы серьезным вызовом, считает Иван Тимофеев из РСМД. С одной стороны, Путин и Трамп как прагматики будут стремиться к взаимопониманию, но с другой стороны — спонтанность американского президента может обернуться еще большим конфликтом. До прихода к власти Трампа Москва «играла на опережение» и извлекала политические дивиденды благодаря своим неожиданным шагам, удивляя мировое сообщество. Однако сегодня «эту стилистику активно заимствует Трамп», лидер одной из крупнейших ядерных держав. Это не может не тревожить Кремль, рассуждает эксперт.
Трамп и Путин заочно обменивались комплиментами во время предвыборной кампании американского президента в 2016 году. Но уже в апреле этого года Путин признал, что уровень доверия между Москвой и Вашингтоном при Трампе стал еще ниже, чем во время его предшественника Барака Обамы.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в эфире американского телеканала ABC сказал, что отношения России и США находятся в ситуации худшей, чем во времена холодной войны — в самой низшей точке. Однако несмотря на это, он выразил надежду, что Путин и Трамп будут способны установить диалог.