Конституционный маневр: зачем Мадуро созвал учредительное собрание
Все на выборы
Президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о созыве учредительного собрания для преодоления глубокого политического кризиса в стране. О своем решении глава государства рассказал в понедельник на первомайской демонстрации в столице Венесуэлы Каракасе.
«Я не хочу гражданской войны, — провозгласил Мадуро. — И поэтому я созываю собрание, чтобы достичь мира в нашей республике, подавить фашистский переворот и позволить самому нашему народу установить мир, гармонию и национальный диалог». О сроках созыва собрания президент не рассказал, но отметил, что задача собрания — написать новую Конституцию Венесуэлы либо модернизировать существующую.
Как отмечает проправительственный венесуэльский телеканал TeleSUR, финансируемый государством, оппозиция раскритиковала решение Мадуро, хотя в 2013 году 55 известных в стране политиков подписали письмо в поддержку созыва учредительного собрания, чтобы «сменить потерявший легитимность режим».
Так, лидер оппозиции и губернатор штата Миранда Энрике Каприлес назвал созыв собрания «еще одним конституционным мошенничеством диктатора Мадуро», призвав сограждан выйти на улицу, чтобы противостоять «такому безумию». Спикер Национальной ассамблеи Хулио Лопес сравнил действия президента с государственным переворотом, а его предшественник на этом посту Энри Рамос Аллуп заявил в Twitter, что учредительное собрание «будет не конституционным, а скорее проституционным».
Дело в том, что из 500 делегатов учредительного собрания, по словам Мадуро, политические партии будут представлять не более половины. В действующем же однопалатном парламенте 65% из 167 депутатов представляют оппозиционный блок «Круглый стол демократического единства» (MUD). Дальнейших деталей того, как будет формироваться учредительное собрание, президент пока не раскрыл.
Никто из оппозиционных лидеров не ожидал от главы государства такого радикального шага, как созыв учредительного собрания, уверен ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян. «Мадуро решил перехватить повестку и таким неожиданным ходом выбить козыри из рук оппозиции», — пояснил он РБК.
Нефтяная зависимость
Сейчас Венесуэла находится в острой фазе затянувшегося политического кризиса. Массовые акции протеста начались в феврале 2014 года со студенческих демонстраций и продолжились уже как широкое антиправительственное движение. Недовольство граждан вызывают не только высокий уровень преступности и подавление властями инакомыслия, но и экономические проблемы: дефицит продовольствия, коррупция, финансовый кризис.
Падение цен на нефть, начавшееся летом 2014 года, углубило проблемы венесуэльской экономики: по данным ОПЕК, нефть обеспечивает до 95% экспортных доходов страны, а весь нефтегазовый сектор занимает около 25% ВВП Венесуэлы. Причем если за 2014 год экспорт Венесуэлы составил $80,7 млрд, из них на нефть приходилось $77,8 млрд, то в 2015 году показатели составили лишь $38 млрд и $35,8 млрд соответственно.
Падение экспортных доходов оказало сильное давление на национальную валюту. Официальный курс боливара к доллару США с февраля 2013 года составлял 6,3 боливара за доллар, а в апреле 2016 года центробанк девальвировал валюту до 10 боливаров за доллар. В то же время к февралю 2017 года на черном рынке курс боливара достигал уже 4,3 тыс. за доллар. Реальная инфляция за 2016 год, по данным консалтинговой фирмы Ecoanalitica, составила 525%, на 2017 год МВФ прогнозирует ее на уровне 1640%.
На фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации оппозиционный блок MUD получил две трети мандатов на парламентских выборах в декабре 2015 года, и уже к октябрю 2016 года депутаты запустили процедуру импичмента Мадуро. Однако в январе Верховный суд встал на сторону президента, обязав парламентариев не продолжать процедуру импичмента, поскольку это «не предусмотрено Конституцией».
С новой силой протесты вспыхнули в начале апреля, после того как Верховный суд вначале распустил парламент, но через несколько дней отменил это решение. Наиболее сильные столкновения прошли в Каракасе 19 апреля, тогда погибли три человека, более 200 получили ранения, более 500 были задержаны полицией.
Отвлекающий маневр
Подготовка к созыву учредительного собрания проходит в преддверии региональных и муниципальных выборов. Летом 2017 года по всей стране должны пройти выборы мэров и губернаторов — однако Национальная избирательная комиссия пока еще не назначила дату голосования.
Политолог Луис Леон заявил агентству Associated Press, что одна из причин созыва учредительного собрания — это как раз попытка отложить региональные выборы, мотивируя это масштабной конституционной реформой, написанием нового основного закона. Дабагян пояснил РБК, что региональные выборы все же должны состояться до конца года, хотя внимание от них будет отвлечено работой учредительного собрания — это один из инструментов перехватывания повестки у оппозиции.
С тем, что конституционная реформа нужна как средство переноса внимания с грядущих выборов, на которых правящий левый блок потерпит поражение (эту перспективу Мадуро и называет «фашистским переворотом». — РБК), согласен профессор Центрального университета Венесуэлы Энрике Фалькон. «С моей точки зрения, власти сейчас находятся в ужасающей ситуации, когда им просто непонятно, как им дальше использовать нормальные механизмы вроде обычных выборов», — рассказал Фалькон газете The New York Times.
В октябре 2018 года в Венесуэле пройдут президентские выборы. В течение марта 2017 года три ведущие партии в оппозиционном блоке MUD выбрали кандидатов, которые позднее будут участвовать во внутриблоковых праймериз. От партии «За справедливость» баллотируется губернатор Энрике Каприлес, от «Демократического действия» — экс-спикер парламента Энри Аллуп, от «Народной воли» — лидер партии Леопольдо Лопес.
При этом Лопес с сентября 2015 года отбывает наказание — 13 лет и девять месяцев тюрьмы за «организацию массовых беспорядков», а Каприлесу в начале апреля на 15 лет было запрещено занимать выборные посты из-за «административных нарушений» в период его работы губернатором.
Несмотря на запрет, Каприлес по-прежнему возглавляет штат Миранда и продолжает призывать к массовым демонстрациям против Мадуро. Например, демонстрация 19 апреля, прозванная «Матерью всех маршей», собрала до 2,5 млн человек (по данным агентства RFI).
Таким образом, сейчас общественные настроения в Венесуэле кардинально отличаются от 1999 года, когда в последний раз было созвано учредительное собрание для подготовки новой Конституции Венесуэлы, уверяет Дабагян. Тогда приход к власти социалиста Уго Чавеса вызвал общенациональный энтузиазм, которым новые власти и воспользовались.
В апреле 1999 года на референдуме созыв учредительного собрания поддержали 92% граждан, а уже в июле на выборах в само собрание пропрезидентский блок левых партий собрал более 65% голосов. Наконец, в декабре 72% граждан утвердили на новом референдуме подготовленный за полгода текст новой Конституции. Сейчас, по мнению Дабагяна, процедура созыва собрания до конца не продумана и основной целью имеет лишь дезориентацию оппозиции.