Без альтернативы: пять причин несменяемости власти в Чечне
За последние две недели Рамзан Кадыров уже несколько раз выступал с публичными предложениями для руководства страны найти себе замену во главе Чеченской Республики. Но Владимир Путин к его призывам, вероятнее всего, не прислушается (подробнее о том, что Кадыров получит от президента разрешение на переизбрание читайте здесь). Эксперты по просьбе РБК сформулировали пять причин, по которым Кремль не хочет менять руководство в Чечне.
1. Террористическая угроза
«Надо помнить, что в Чечне было две войны, а Кадыров стабилизировал ситуацию», — говорит член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Прекратить войну — это главное, чего от Кадырова ждал федеральный центр, соглашается директор исследовательских программ центра современной кавказской политики «Кавказ» Владислав Никонов.
Оба своих срока на посту руководителя республики Кадыров акцентировал внимание на борьбе с терроризмом. По данным, собранным изданием «Кавказский узел», за шесть лет Кадырова у власти количество жертв террора в республике уменьшилось в пять раз: с 250 человек в 2010 году до 48 в 2015-м. По уровню террористической опасности Чечня, как следует из данных портала правовой статистики, занимает второе место в России после Дагестана. В 2015 году в Чечне было зарегистрировано 315 преступлений террористической направленности, в Дагестане — 520.
«Исходя из этих цифр и критериев Кремля он эффективен», — говорит директор проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская. Эпицентр террористической активности за последние годы сместился за пределы Чечни, где противодействием терроризму занимаются лояльные главе республики структуры, отмечает эксперт.
Это, впрочем, не значит, что в республике не происходят громкие террористические атаки. В декабре 2014 года боевики «Кавказского эмирата» прорвались в столицу Чечни. В ходе атаки были ранены 36 сотрудников полиции, 14 были убиты. «Подполье подавлено, но конфликт не разрешен, противоречия никуда не делись», — рассуждает Сокирянская.
Сам Кадыров считает, что в республике больше нет террористической угрозы. «Чечня является единственным местом в мире, где за короткий срок полностью побежден терроризм», — писал Кадыров в своем аккаунте в Instagram.
2. Лояльность Путину
Кадыров суперлоялен Путину, он первым назвал себя его пехотинцем, характеризует его Малашенко.
Из года в год Чечня бьет рекорды по поддержке власти на выборах. На думских выборах 2007 и 2011 годов за «Единую Россию» голосовали более 99% избирателей, при этом явка каждый раз тоже превышала 90%. Ниже 90% из представителей власти получил лишь Дмитрий Медведев на президентских выборах 2008 года — его поддержали около 88% чеченцев. На президентских выборах 2012 года Владимир Путин получил традиционные для региона почти 100%.
Кадыров — консолидирующая для республики фигура, гарант стабильности, кроме этого он эффективно работает, перечисляет руководитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин. «Я думаю, внимание федерального центра обращено именно к этим его достижениям», — говорит он.
Кадыров традиционно входит в десятку наиболее эффективных губернаторов по версии ФоРГО. По итогам 2015 года он занимал шестое—седьмое место среди всех глав регионов. По сравнению с 2014 годом руководитель Чечни потерял всего одну строчку. Эксперты фонда связывали это с негативным информационным фоном вокруг него.
3. Собственные силовые структуры
Как гарант политической стабильности в республике Кадыров наладил плотное взаимодействие с местными силовиками, говорят два собеседника РБК, знакомые с работой правоохранительных органов в Чечне. Это даже приводило к конфликту с федеральными структурами.
Местные подразделения МВД, ФСБ и другие структуры «работают с оглядкой» на чеченского лидера, утверждают источники РБК. Известный батальон Внутренних войск МВД «Север» фактически подчиняется напрямую Кадырову, считают адвокаты семьи убитого политика Бориса Немцова. Главе республики удается продавливать своих ставленников на руководящие посты в региональных силовых структурах: например, в 2014 году Кадыров добился отставки руководителя управления СКР по Чечне Сергея Боброва, проводившего чистку в рядах СК и реанимировавшего старые дела о пытках. Боброва сменил Сергей Девятов, который был полностью лоялен Кадырову, правда, в феврале 2016 года и он был отправлен в отставку.
В некоторых случаях Кадыров действует даже на опережение федеральной власти, отмечает Малашенко: направляет чеченцев в Донбасс, критикует ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) и даже заявляет о том, что некоторые его бойцы воюют в Сирии против террористов.
В феврале 2016 года Кадыров в эфире телеканала «Россия» рассказал, что в Сирии находятся бойцы чеченского спецназа. Он неоднократно поддерживал введение войск на территорию страны и призывал к наземной операции против террористов.
Главный редактор издания «Кавказский узел» Григорий Шведов напоминает, что преданные Кадырову люди участвовали и в боях на Украине на стороне «сепаратистов». Сам Кадыров в интервью «РИА Новости» рассказывал, что после подписания минских соглашений все добровольцы вернулись в родной регион. Сейчас в Донбассе, по словам чеченского главы, «вообще не должно быть ни одного человека» из Чечни.
Потенциал Кадырова в противостояниях на Украине и в Сирии оказался невостребованным властью, считает Шведов. В этом, по оценке Малашенко, также проявляется его лояльность — в своих высказываниях по внешней политике глава Чечни разделяет позицию Кремля.
4. Связи с мусульманским миром
Глава Чечни на протяжении многих лет развивает связи с мусульманскими странами. Руководители иностранных государств крайне редко наносят визиты в регионы другой страны без сопровождения главы принимающего государства, однако в Чечню иностранные лидеры приезжают и без сопровождения Путина. В 2014 году Кадыров в Грозном принимал короля Иордании Абдаллу II, а в 2015 году сопровождал его и наследного принца Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммеда аль-Нахайяна в Москве на авиасалоне МАКС.
Кадыров выполняет роль посредника в общении с исламским миром, рассказывает источник, близкий к Кремлю. «У него очень хорошие контакты там, в том числе в Саудовской Аравии. Он их регулярно задействует», — отмечает собеседник.
«Из глав регионов внешняя политика в некоторой степени есть только у Татарстана и Чечни. Кадыров во внешней политике позиционирует себя как один из мусульманских лидеров России, он хочет выстраивать собственные отношения с Персидским заливом, чтобы получать деньги на проекты, хотя без санкции Москвы крупные деньги в республику не пойдут», — говорит Малашенко. В октябре прошлого года Кадыров анонсировал совместные проекты с Саудовской Аравией на 180 млрд руб.
Работают чеченские власти и с диаспорой. Так, в прошлом году благотворительный Фонд им. Ахмата Кадырова в Германии, в Киле, провел благотворительную акцию в честь праздника Курбан-байрам — на торжественный ужин были привезены и беженцы из Сирии, Ирака и других стран.
5. Фактор устрашения
Чеченский лидер позволяет себе в публичных заявлениях намного больше, чем другие руководители регионов и даже федеральные чиновники.
В начале февраля 2016 года на его странице в Instagram появился видеоролик, в котором председатель партии ПАРНАС Михаил Касьянов был изображен через снайперский прицел и с подписью «Кто не понял, тот поймет!». Сам Касьянов воспринял это как угрозу в свой адрес. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждал, что в Кремле не видели этот ролик. Позже пост был удален администрацией Instagram.
В сентябре прошлого года Кадыров назвал «шайтаном» судью из Южно-Сахалинска, признавшую экстремистской книгу с цитатами из Корана. Если «с ними не разберутся», написал глава Чечни на своей странице в Instagram, «я лично призову их к ответу». Публичные возмущения Кадырова судьей привели к тому, что был принят отдельный закон, запрещающий приравнивать к экстремистским религиозные издания.
В январе 2015 года Кадыров обвинил главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова в антиисламских настроениях. «Я твердо убежден, что власть должна призвать к порядку радио, сеющее вражду и ненависть между людьми и народами. Иначе найдутся те, кто призовет Венедиктова к ответу», — заявил Кадыров в Instagram.
Все заявления Кадырова об оппозиции согласовываются с федеральным центром, утверждает собеседник РБК, близкий к Кремлю. «Кадырову эта тема неважна, она скорее используется центром для давления на оппозицию и отвлечения внимания», — знает другой источник, близкий к руководству кремлевской администрации. Есть вещи, которые не могут позволить себе озвучить федеральные власти, а такие «свободные» политики могут, объясняет РБК федеральный чиновник.