Коалиция без Путина: как Германия и Британия вступили в войну с ИГИЛ
Крупнейшая операция после Второй мировой
Немецкое правительство согласилось во вторник вступить в коалицию против боевиков запрещенного в России как террористическое «Исламского государства». В Сирию будут отправлены самолеты-разведчики, число задействованных в операции военнослужащих составит 1200 человек, говорится в заявлении кабинета министров. Таким образом, это будет крупнейшая после окончания Второй мировой войны немецкая силовая акция (в операциях НАТО в Афганистане и Косово были задействованы 996 и 907 немецких военнослужащих соответственно).
Военную операцию еще должен разрешить бундестаг, но у правящей коалиции, которую возглавляет Ангела Меркель, в парламенте абсолютное большинство голосов. Если бундестаг одобрит начало операции до пятницы, первый немецкий самолет может появиться в сирийском воздушном пространстве уже на следующей неделе, цитирует Bloomberg официального представителя Минобороны ФРГ Йенса Флосдорффа.
В воскресенье в интервью газете Bild am Sontag глава Генштаба бундесвера Фолькер Викер обрисовал примерный формат участия немецких войск. Они не будут принимать непосредственного участия в боевых операциях, но станут играть роль поддержки французского, британского и американского контингента, задействованного в операции. Люфтваффе предоставит в распоряжение коалиции от четырех до шести разведчиков-бомбардировщиков Tornado, они могут быть дислоцированы на авиабазах в Турции и Иордании — по словам Викера, переговоры с властями этих стран уже идут. Кроме того, ударную группировку в Средиземном море, которую возглавляет французский авианосец «Шарль де Голль», должен будет усилить фрегат немецких ВМС. Где он будет базироваться, точно не известно. В понедельник, как сообщает телеканал ARD, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер и министр обороны Урсула фон дер Ляйен оговорили в плане кампании, что предполагаемой зоной операции будет «Персидский залив, Красное море и прилегающие морские территории», при этом сохраняется оговорка о «возможном расширении миссии».
Лондон решит голосованием
В среду к германской инициативе, вероятно, присоединится и Великобритания. На среду премьер-министр Дэвид Кэмерон назначил в палате общин дебаты по вопросу о присоединении к коалиции. По его словам, в парламенте есть «растущая поддержка» военного вмешательства Британии в войну в Сирии. После дебатов должно состояться голосование о присоединении Лондона к военной операции. Лейбористская оппозиция, ранее с осторожностью высказывавшаяся по поводу вступления в войну с исламистами, не будет голосовать солидарно: партийцы примут решение, поддерживать ли операцию, самостоятельно. Их лидер Джереми Корбин будет голосовать против. Таким образом, Кэмерон скорее всего получит поддержку в палате общин, предполагает The Wall Street Journal.
Берлин и Лондон таким образом откликнулись на усилия французского президента Франсуа Олланда, который на минувшей неделе провел переговоры с ключевыми игроками, заинтересованными в военном разгроме «Исламского государства», в том числе президентами России и США Владимиром Путиным и Бараком Обамой, а также главами правительств Великобритании, Германии и Италии. После совершенных исламистами терактов в Париже 13 октября Олланд объявил о необходимости создания «большой коалиции» против «Исламского государства».
Это значительный сдвиг позиций Лондона и Берлина. В начале октября The Guardian практически однозначно предрекала, что британские парламентарии с меньшей вероятностью поддержат вступление Лондона в коалицию после того, как в конфликт в Сирии вмешалась Россия. Даже по итогам встречи с Олландом Кэмерон, не уверенный в поддержке парламента, ограничился обещанием предоставить французским ВВС британскую военную базу на Кипре «Акротири» и услуги по дозаправке в воздухе. Меркель, в свою очередь, не стала повторять Олланду слова о «безграничной солидарности», сказанные ее предшественником Герхардом Шредером американскому президенту Джорджу Бушу-мл. после атак 11 сентября.
Вопросы остаются
Ключевым вопросом, однако, остается формат участия в коалиции России, которая вступила в конфликт с ИГ на стороне сирийского президента Башара Асада 30 сентября.
В последние две недели президент Путин всячески выказывал поддержку плану Олланда по объединению военных и политических усилий для решения сирийского конфликта. Однако с Москвой не готов кооперироваться Вашингтон — между странами согласован только протокол реагирования на случай чрезвычайных ситуаций. Делиться с Россией разведданными, в том числе поступающими от воюющих с Асадом сирийских повстанцев, США не намерены: они обвиняют российскую авиацию в атаках не столько на позиции «Исламского государства», сколько на любых непосредственных противников сирийского режима. Немецкий министр обороны фон дер Ляйен также заявила во вторник, что Берлин не собирается делиться с Россией никакими данными относительно миссии своих самолетов и будет предоставлять их только «членам <…> коалиции».
Нет ясности и в отношении региональных держав, Турции, Ирана и Саудовской Аравии, которые пользуются значительным влиянием на местах: поддерживаемая странами Запада Анкара сейчас переживает серьезный дипломатический конфликт с Москвой из-за сбитого российского Су-24, Тегеран, напротив, пользуется поддержкой только российской стороны.