ФСИН объяснила применение силы к первому осужденному по закону о митингах
В управлении ФСИН по Республике Карелия, где отбывает наказание первый осужденный за нарушения на митингах Ильдар Дадин, подтвердили применение к нему физической силы, сообщает «Новая газета».
В частности, представители ведомства рассказали об инциденте, произошедшем 11 сентября. «Дадин в грубой форме отказался выходить из камеры, принимать положение для обыска, стал хватать руками сотрудников за форменную одежду, в результате чего к нему была применена физическая сила и спецсредства», — заявили во ФСИН.
«Новая газета» также уточняет, что Анастасия Зотова, супруга Дадина, обратилась к уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой.
Москалькова, в свою очередь, заявила ТАСС, что продолжит контролировать ход проверок жалоб заключенного и уже обратилась к руководству ФСИН.
«Руководство ФСИН поручило начальнику (регионального) управления переговорить с Дадиным, с ним переговорили, он не подтверждает избиений и угроз», — сказала омбудсмен. Она добавила, что получила фотографии Дадина, на которых «признаков избиений нет».
«Мы сейчас направляем уполномоченного по правам человека Карелии, от Петрозаводска 200 км до колонии, сам уполномоченный в отпуске, но он посылает своего сотрудника аппарата. Направляем туда ОНК области, написала запрос прокурору области для проверки», — заключила Москалькова.
Позже УФСИН по Карелии заявило, что начало проверку по жалобам Дадина. «Сейчас проводится проверка по фактам, изложенным в письме Дадина. Сегодня там был представитель прокуратуры. Завтра туда выезжают сотрудники УФСИН, правозащитники, и мы посмотрим все своими глазами. По результатам будет дан комментарий», — сказали в пресс-службе УФСИН по Карелии (цитата по ТАСС).
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позже заявил, что о произошедшем будет доложено президенту, сообщает «Интерфакс».
Ранее во вторник Meduza опубликовала открытое письмо Дадина, которое он передал из сегежской ИК-7 через адвоката. В нем он рассказал о том, что в колонии он неоднократно подвергался пыткам. По его словам, после прибытия в колонию, 10 сентября, у него отобрали вещи и подкинули два лезвия, чтобы отправить в изолятор. «Здесь это повсеместная практика — применяется для того, чтобы обязательно посадить вновь прибывших в ШИЗО, чтобы они сразу поняли, в какой ад попали», — рассказывает Дадин.
Активист сообщил, что в колонии объявил голодовку. По его словам, 11 сентября он был избит четыре раза. «После третьего избиения опустили голову в унитаз прямо в камере ШИЗО», — говорится в письме. На следующий день, по его словам, сотрудники колонии сковали ему руки за спиной и подвесили за наручники: «Так я висел полчаса. Потом сняли с меня трусы и сказали, что сейчас приведут другого заключенного и он меня изнасилует, если я не соглашусь прекратить голодовку».
В письме Дадин также подчеркнул, что получил угрозы от администрации, в случае если он решит пожаловаться на происходящее.
Ильдар Дадин был приговорен к трем годам колонии в декабре 2015 года. Его признали виновным по ст.212.1 УК РФ (Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). По мнению следствия, Дадин нарушил закон во время протестных акций 6 и 23 августа, 13 сентября и 5 декабря 2014 года. На заседании суда прокуратура просила приговорить Дадина к двум годам колонии.
Мосгорсуд смягчил в марте приговор Дадину до двух с половиной лет в колонии. Активист стал первым россиянином, который получил реальный срок за нарушения на митингах.
Ст.212.1, по которой Дадину был вынесен обвинительный приговор, была включена в УК РФ летом 2014 года. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 600 тыс. до 1 млн руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет за неоднократное нарушение порядка проведения митинга.
Согласно закону о митингах, его нарушением является отказ соблюдать требования полиции или организатора акции, а также несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, нельзя скрывать лицо, иметь при себе оружие, колющие или режущие предметы, пиротехнику, а также алкоголь или находиться в состоянии опьянения. Запрещается принимать участие в акциях, несогласованных с властями.