Кара за Крымский мост: чей бизнес подпал под новые санкции США
Министерство финансов США расширило список физических лиц и компаний, подпавших под санкции после присоединения Крыма к России. Сообщение об этом опубликовано на сайте американского Минфина.
Американские власти внесли в так называемый список SDN 17 физических лиц, среди которых крымские чиновники и силовики, а также члены правительств самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Кроме того, в черный список Минфина добавлены 19 российских компаний, государственных предприятий и учреждений. Компании, внесенные в список SDN, больше не могут вести бизнес с лицами США, а граждане — въезжать в Соединенные Штаты. Активы фигурантов списка в юрисдикции Соединенных Штатов подлежат блокировке, фактически попадание в этот список означает отлучение от американской финансовой системы и глобальной системы долларовых транзакций.
В пресс-релизе Минфина США объясняется, что новые санкции направлены на то, чтобы предотвратить обход уже существующих санкций, помочь частному сектору (потенциальным контрагентам «санкционных» компаний) с соблюдением санкционного режима, а также стимулировать дипломатическое разрешение конфликта на Украине. «Россия продолжает провоцировать нестабильность на востоке Украины вопреки минским соглашениям, — сказал в пресс-релизе и.о. директора санкционной службы OFAC Джон Смит. — Минфин США полностью разделяет вместе со своими партнерами осуждение действий России, нарушающих международное право, и мы продолжим налагать санкции на тех, кто угрожает миру, безопасности и суверенитету Украины».
Наказали за мост
Большинство предприятий, внесенных в черный список, — семь — связаны со строительством моста через Керченский пролив в Крым. Еще пять — это оборонно-промышленные предприятия, работающие в Крыму. Также в списке SDN оказалась транспортно-логистическая группа «Совфрахт-Совмортранс» (через компанию «Транскапитал» подконтрольна Люции Пурим, родственнице гендиректора управляющей компании «Совфрахт» Дмитрия Пурима). Связанное с группой ООО «Коксохимтранс» управляет автомобильно-пассажирскими паромами, работающими на Керченской переправе.
В список, в частности, вошли компании «СГМ-Мост» (дочернее предприятие «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга, генподрядчик строительства Керченского моста в Крым), его субподрядчик «Мостотрест», подведомственное Росавтодору федеральное казенное учреждение «Упрдор «Тамань», федеральное автономное учреждение «Главгосэкспертиза России» (рассматривало проектную документацию Керченского моста), институт Гипростроймост — Санкт-Петербург (делал проект Керченского моста), а также крымские судостроительные заводы «Море» и «Залив», северодвинский судоремонтный центр «Звездочка» (у него есть филиал в Севастополе), Феодосийский оптический завод (производит приборы для танков и артиллерийских систем).
Группа «Мостотрест» до 2015 года принадлежала бизнесменам Аркадию и Игорю Ротенбергам, а сейчас контролируется структурами РЖД. Компания «ТФК-финанс» — структура аффилированного с РЖД пенсионного фонда «Благосостояние» — сейчас владеет 94,2% акций «Мостотреста», остальное — в свободном обращении, говорится на сайте последнего. Если доля «ТФК-финанс» превысит 95%, компания будет обязана выкупить оставшиеся акции по требованию миноритариев. Минфин США 1 сентября опубликовал так называемую генеральную лицензию, разрешающую миноритариям «Мостотреста», среди которых могут быть американцы, продать свои акции российским инвесторам до 1 октября 2016 года. По данным Bloomberg, среди миноритариев «Мостотреста» — East Capital Asset Management, TKB BNP Paribas, RVM Capital, американская Prudential Financial.
Представители «Стройгазмонтажа» и «СГМ-Моста» пока не ответили на запросы РБК. Представитель заказчика строительства Керченского моста ФКУ «Упрдор «Тамань» не ответил на звонок РБК.
Представитель инфоцентра «Крымский мост» (структура, отвечающая за коммуникационное сопровождение проекта) сказал, что санкции не повлияют на строительство моста, «подрядчик располагает всеми необходимыми ресурсами для своевременной реализации данного проекта». Строительство моста, которое президент Владимир Путин в марте назвал «исторической миссией», должно быть завершено к 2018—2019 годам.
Генеральный директор управляющей компании «Совфрахт», тоже попавшей под санкции, Дмитрий Пурим сообщил РБК, что юристы группы «в настоящее время изучают этот вопрос». «На протяжении 87 лет своего существования компания осуществляет деятельность в рамках существующего законодательства, в том числе международного, и собираемся продолжать следовать такому подходу», — сказал Пурим. Доля валютных обязательств «Совфрахта» (в основном в долларах США) составляет не более 5% пассивов компании, говорится в ее отчете за 2015 год, в документе не содержится сведений о счетах в американских банках или каких-либо отношениях с американскими компаниями.
В списке даже бассейн и отель
В список SDN также вошла компания «АБР Менеджмент», управляющая долями в банке «Россия» (крупнейший акционер — Юрий Ковальчук) и Национальной медиа группе. По версии Минфина США, «АБР Менеджмент» действует в интересах банка «Россия», который весной 2014 года стал первой российской компанией, подпавшей под американские санкции.
Помимо расширения списка SDN Минфин США внес в другой санкционный список — секторальных санкций — несколько десятков дочерних компаний Банка Москвы (группа ВТБ), Газпромбанка и «Газпрома». На них распространяются те же секторальные санкции, что и на материнские компании (в случае с Банком Москвы и Газпромбанком — ограничения на привлечение заемного и акционерного финансирования в США, в случае с «Газпромом» — запрет на оказание американских услуг, поставки американских товаров и технологий для добычи нефти на арктическом шельфе, в сланцевых формациях и в глубоководных морских районах). «Дочки» этих компаний фактически уже находились под секторальными санкциями по так называемому правилу 50%, их внесение в список облегчает американским компаниям задачу по соблюдению санкционного режима.
«Все перечисленные компании, входящие в группу Газпромбанка, де-факто и ранее находились под секторальными санкциями США, в силу того что ГПБ владеет в их капитале долей, превышающей 50%. Таким образом, сегодняшнее сообщение Казначейства США ничего не меняет в фактическом положении вещей ни для ГПБ, ни для упомянутых предприятий», — подтверждает пресс-служба Газпромбанка. Представитель ВТБ отказался от комментариев, а представитель «Газпрома» не ответил на запрос о комментарии.
Среди компаний, внесенных в список секторальных санкций, есть, например, австрийский газовый трейдер Centrex Газпромбанка, фешенебельный подмосковный «Империал Парк Отель» (входит в группу «Газпрома»), множество региональных добывающих и транспортных «дочек» «Газпрома», холдинг «Газпром Медиа» (подконтролен Газпромбанку), цюрихский Gazprombank (Switzerland), группа «Объединенные машиностроительные заводы» Газпромбанка и даже ОАО «Чайка» (владеет одноименным московским бассейном).
Внесение дочерней компании в санкционный список означает, что эта компания останется под санкциями, даже если перейдет под контроль инвестора, не находящегося под санкциями. Так, ОАО «Чайка» теперь находится под секторальными санкциями, хотя было продано Банком Москвы в апреле 2016 года, как сообщали «Ведомости».
При участии Натальи Дербышевой и Сергея Титова