Мосгорсуд освободил Дмитрия Каменщика
Президиум Московского городского суда удовлетворил представление заместителя генерального прокурора Владимира Малиновского, требовавшего освободить из-под домашнего ареста основного владельца Домодедово Дмитрия Каменщика, передает корреспондент РБК из зала суда.
«Постановление Басманного суда от 14 апреля 2016 года о продлении Каменщику меры пресечения в виде домашнего ареста отменить», — огласил решение зампредседателя Мосгорсуда Дмитрий Фомин. Как только ФСИН получит все необходимые документы из суда, Каменщик сможет снять электронный браслет, который следил за его перемещениями. По словам адвоката Каменщика Михаила Колпакова, это должно произойти уже в пятницу, 1 июля.
По версии следствия, топ-менеджеры Домодедово в 2010 году изменили схему досмотра в аэропорту. Это, считают в СКР, позволило террористу-смертнику в январе 2011 года проникнуть в здание аэропорта и взорвать бомбу, из-за чего погибли 37 и пострадали 172 человека.
Надзорное ведомство настаивает, что должно быть прекращено уголовное дело против топ-менеджеров аэропорта, возбужденное по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» (ч.3 ст.238 УК РФ). Как подчеркивается в обращении Малиновского на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, причиной гибели людей стали «действия третьих лиц», то есть террориста-смертника. Этот эпизод «уже получил уголовно-правовую оценку», настаивает замгенпрокурора, отмечая, что в действиях руководства Домодедово нет состава преступления.
Ранее Генпрокуратура неоднократно требовала от СКР прекратить уголовное дело и освободить обвиняемых, указывая, что между решением аэропорта изменить схему досмотра на входе и смертью людей нет связи. Сам Каменщик называл делом чести доказать свою невиновность.
На заседании Мосгорсуда в пятницу, 1 июля, следователь Сергей Дубинский вновь выступил против освобождения Каменщика. По его словам, «любой аэропорт создается для удовлетворения потребности в транспортных услугах», для чего Домодедово получило 16 сертификатов, один из которых назывался «сертификат соответствия оказания услуг авиационной безопасности». Уже после этого, подчеркнул Дубинский, руководство аэропорта изменило технологию досмотра.
«С ростом пассажиропотока им необходимо было увеличить средства на обеспечение безопасности, но они пошли более простым путем — упростили технологию, — указал Дубинский. — Я лично допрашивал человека, который готовил теракт. Он сказал, что посетил несколько аэропортов, но выбрал Домодедово, потому что на входе там никого не досматривают».
Фигурантами дела, помимо Каменщика, являются бывший управляющий директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрей Данилов, экс-директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов и экс-глава российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светлана Тришина.
17 мая стало известно о том, что аэропорт Домодедово создаст благотворительный фонд для выплат пострадавшим от теракта. Как рассказывал адвокат потерпевших Игорь Трунов, первоначальный объем фонда составит 150 млн руб., однако деньги получат не все пострадавшие — часть из них отказалась от выплат, некоторых людей представители Домодедово не смогли найти.
22 июня Басманный суд наложил арест на счета Airport Management Company Limited, управляющей компании Домодедово. Как рассказывал РБК адвокат Каменщика Михаил Колпаков, представители аэропорта предложили «депозит» в качестве гарантии для потерпевших, предъявивших гражданские иски. Аэропорт специально зарезервировал на банковском счете определенную сумму. Это позволило следствию отказаться от идеи ареста недвижимости.
По словам официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, арест средств нужен для того, чтобы обеспечить компенсацию ущерба потерпевших от теракта в аэропорту.