Сноуден попросил оставить его в России еще на год
Подача заявления объясняется требованиями российского законодательства. Поскольку срок предоставления Сноудену убежища подходит к концу 31 июля, ему было необходимо за месяц до этого сообщить о своем желании остаться в России.
Российские правозащитники, анализируя ситуацию с беглым разведчиком, считают, что Сноуден должен был не просить временного убежища в России, а попытаться получить статус беженца. "Беженец — человек, который подвергается опасности при возвращении на Родину по избирательному признаку: раса, конфессия, социальная группа, политические убеждения. Временное убежище предоставляется, если человек не хочет статуса беженца. Например, он уверен, что будут какие-то изменения, или он прибыл из-за опасности в его стране, но не по избирательному признаку. Приезжим из Сирии и Украины дают временное убежище. Сноудену грозят неприятности в США не потому, что он к какой-то группе принадлежит, и войны там нет. Едва ли он ожидает каких-то изменений в США, после которых его с радостью примут", — пояснила председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
Эдвард Сноуден стал известен миру, когда сообщил прессе о тотальном контроле американских спецслужб за интернетом и сотовыми сетями. На родине ему предъявлены обвинения в шпионаже и краже государственной собственности, за которые грозит до 30 лет тюрьмы. В этой связи Сноуден был вынужден уехать из США сначала в Гонконг, а потом в Москву, где попросил у российских властей политического убежища. Ожидая их решения, Сноуден несколько недель провел в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. 1 августа он получил свидетельство о предоставлении политического убежища на территории России сроком на один год с возможностью продления.
Артем Филипенок