Евросоюз возглавит "отец еврозоны"
"Заговор" Кэмерона
Для утверждения Юнкера на этом посту необходимо простое большинство голосов парламента – не менее 376 из 751 депутата. Выдвинувшая Юнкера правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП) обладает лишь 221 местом, поэтому ей требуется партнер по коалиции. Еще в начале июня портал EUobserver сообщал о переговорах сторонников Юнкера с левоцентристской Партией европейских социалистов (ПЕС) (191 место). Коалиция умеренных, проевропейских депутатов от этих партий позволит собрать 55% голосов и беспрепятственно провести Юнкера на высший пост в ЕС.
Таким образом, социалисты владеют "ключом" стабильности европейской системы и не могут не потребовать определенных уступок. Неформальным лидером европейских левых считается теперь итальянский премьер-министр Маттео Ренци – его Демократическая партия на выборах в Европарламент выступила успешнее всего из национальных движений в составе ПЕС. Поддерживаемый французским лидером Франсуа Олландом, Ренци выступил за смягчение условий Пакта стабильности и роста, жестко ограничивающего дефицит бюджета и национальный долг. Этот пакт был принят еще в конце 1990-х гг., но Еврокомиссия ужесточила контроль над его соблюдением в 2012г. на фоне европейского долгового кризиса.
По мнению социалистов, гибкость этих правил необходима для увеличения инвестиций в науку, образование и экономический рост в целом. Консерваторы опасались таких перемен, считая это путем к катастрофическому росту задолженности. "У романских народов гибкость означает скорее эластичность действующих правил во избежание проблем. Но на нужные реформы требуется больше времени, иначе получится лишь понабрать долгов", – пишет немецкая Die Welt. Споры вокруг Пакта стабильности могли стоить центристам коалиции, а Юнкеру – высшего в союзе поста. Однако на прошлой неделе лидер ФРГ Ангела Меркель договорилась с Ренци о постепенной реформе бюджетного правила ЕС.
Помимо споров правоцентристов с левоцентристами, опасность для Юнкера представляют евроскептики: как консерваторы и националисты, так и леворадикалы. Борьбу с ЕНП и ее кандидатом возглавил британский премьер Кэмерон. Он обвинил Юнкера в стремлении ослабить национальные правительства в пользу Брюсселя и провел многочисленные переговоры с европейскими лидерами, чтобы образовать в Европейском совете "блокирующее меньшинство" и не допустить номинации Юнкера. Однако 26 из 28 глав государств и правительств ЕС поддержали Юнкера, а демарш Кэмерона стал, по выражению The Guardian, "актом дипломатического камикадзе".
Рука Брюсселя
Жесткая проевропейская политика Юнкера, сторонника федерализма и "сильного Брюсселя", действительно вызывает антипатию у заметного числа европейцев. По сути, возможное избрание Юнкера главой Еврокомиссии идет вразрез с тенденцией последних лет, которая складывается из роста евроскептицизма и желания выйти из-под бдительной опеки наднациональных органов. "Заговор" Кэмерона готовы были поддержать также лидеры Италии, Нидерландов и Швеции, но в последний момент они решили высказаться в пользу кандидата от ЕНП.
Карьера Юнкера в большой политике могла закончиться четверть века назад, едва начавшись. Незадолго до парламентских выборов в Люксембурге в 1989г. политик попал в серьезную автокатастрофу и провел две недели в коме, но затем быстро восстановился. Само голосование прошло для его Христианско-социальной народной партии успешно, премьер-министр Жак Сантер сохранил свой пост и предложил Юнкеру портфель министра финансов. На этой должности Юнкер работал ровно 20 лет – до июля 2009г., причем в январе 1995г. стал еще и премьер-министром Люксембурга (после ухода Сантера на пост главы Еврокомиссии).
Еще до своего премьерства политик четко обозначил свою позицию как сторонника евроинтеграции, активно участвуя в разработке Маастрихтского соглашения. Документ подводил черту под политической и финансовой унификацией в Европе и фактически стал началом Евросоюза в современном понимании. Возглавляя Совет по экономическим и финансовым делам ЕС, Юнкер способствовал введению единой европейской валюты.
В 2004г. Еврогруппа (совет министров финансов стран еврозоны) отказалась от принципа ротации своего руководства и перешла к прямому голосованию. "Отец евро" Юнкер был избран новым президентом группы. В этом качестве он участвовал в переговорах по предоставлению кредита европейским странам, пострадавшим от мирового финансового кризиса. По данным EUobserver, в 2011г. на заседании лоббистской группы European Movement Юнкер признался, что скрывал от журналистов правду о ходе переговоров: "Когда меня спросили, будет ли на днях заседание Еврогруппы в Париже, я сказал, что нет. Пришлось соврать". Сам политик объяснил это нежеланием влиять на игроков рынка, которые могли начать бегство из проблемных стран.
Маленькие слабости патриарха
В ноябре 2012г. разгорелся скандал, связанный с неправомерными действиями разведывательной службы Люксембурга SREL. Репортеры телеканала RTL передавали, что сотрудники агентства использовали служебное положение для закупки личных автомобилей, перехвата телефонных разговоров и шантажа политиков. Неспособность и нежелание властей положить конец действиям спецслужб привела к отставке Юнкера с поста премьер-министра в декабре 2013г. после 19 лет руководства правительством.
По данным RTL, безнаказанность разведки доходила до того, что экс-глава SREL Марк Милле использовал устройство на своих наручных часах для записи конфиденциальных разговоров с Юнкером. О расшифровке одной из таких бесед сообщает британская Daily Mail: в 2007г. шеф разведки пришел на встречу с премьер-министром, который якобы оказался "вдрызг пьян" и нецензурно бранился. Слухи о том, что Юнкер – не только заядлый курильщик, но и любитель спиртного, подтверждает его преемник на посту главы Еврогруппы, голландский министр Йерун Дейсселблум. Сам люксембургский политик эти обвинения категорически отвергает.
Обвинение Юнкера – одного из архитекторов Евросоюза и убежденного католика — в хроническом алкоголизме стало главным козырем его противников. Достаточно сказать, что за последнюю неделю большинство британских изданий – The Guardian, The Telegraph, Independent, The Times и другие – так или иначе упомянули про отношения Юнкера со спиртным. Тем не менее EUobserver отмечает, что Юнкер – действительно сильный политик с хорошим чувством юмора и самокритики. Когда этой весной его спросили, что он сделает первым делом после возможного избрания главой Еврокомиссии, Юнкер ответил: "В первую очередь я высплюсь".
Георгий Макаренко