Дума приняла в первом чтении поправки в закон о выборах

Дума приняла в первом чтении законопроект, который вносит изменения в избирательное законодательство, в частности ЦИК позволят решать, использовать ли бумажные бюллетени при голосовании или нет, передает корреспондент РБК.
За проголосовали 305 человек, против — 84, воздержавшихся не было.
Накануне законопроект одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, сообщали источник РБК, знакомый с обсуждением, а также собеседник в правительстве.
Что предлагается в законопроекте
Законопроект был внесен в Госдуму 13 февраля, его подготовила группа сенаторов и депутатов, в том числе глава комитета Совфеда по госстроительству Андрей Клишас. Они предложили закрепить в законе «Об основных гарантиях избирательных прав» положение, что при проведении электронного голосования на избирательном участке решение о целесообразности параллельного традиционного голосования с использованием бумажных бюллетеней на выборах в федеральные органы власти принимает ЦИК. При голосовании на региональных выборах соответствующее решение будет принимать избирком региона.
Также законопроект закрепляет понятия электронного голосования и комплекса для электронного голосования.
Еще одной важной новеллой стало положение, что дополнительные выборы депутатов законодательного органа власти не назначаются и не проводятся в год, предшествующий году, в который проводятся основные выборы. Сейчас дополнительные выборы нельзя назначать только в тот же год, когда проводятся основные выборы. Авторы законопроекта делают исключение и не применяют эту норму, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган власти остался в неправомочном составе.
Документ предлагает разрешить дистанционно открывать, пользоваться и закрывать специальный избирательный счет. Порядок таких действий будет определять ЦИК совместно с Центробанком. В пояснительной записке говорится, что это сократит время кандидатов и их представителей, а также исключит необходимость посещения отделений банков, в том числе тех, которые находятся в труднодоступных местностях.
Для апробации дистанционного открытия счетов разработчики законопроекта предлагают в 2025 году провести соответствующий эксперимент.
Также изменен порядок голосования для тех граждан, которые живут за рубежом. По действующему законодательству они приписываются к одномандатным округам, однако этот пункт предлагается исключить из федерального закона. Вместо этого авторы предлагают прописать, что избиратели, живущие за границей, считаются приписанными к федеральному избирательному округу, соответственно, они смогут голосовать только за партсписки.
Для голосования за границей в бюллетене будут указывать фамилии и имена только первых пяти кандидатов из общефедеральной части списка. В помещении для голосования будет размещаться информация обо всех кандидатах, включенных в эту часть списка. В пояснительной записке говорится, что это связано с тем, что с учетом текущей политической ситуации изготовление и доставка бюллетеней на зарубежные участки «могут быть значительно затруднены или вообще невозможны». В связи с этим единственным возможным способом провести там выборы является изготовление бюллетеней на месте.
Планируется запретить политическим партиям принимать пожертвования от российских юрлиц, учрежденных иноагентами, а также людей, включенных в реестр террористов и экстремистов. Сейчас пожертвования запрещено принимать от иноагентов, иностранных государств, международных организаций, органов госвласти, анонимов, воинских частей и других категорий жертвователей.
Как обсуждали законопроект
Представлявший документ на пленарном заседании депутат Дмитрий Ламейкин разъяснил смысл некоторых предлагаемых норм. В частности, он пояснил норму об изменении сроков назначения довыборов депутатов. Ламейкин напомнил, что по действующему законодательству довыборы не назначаются, если депутат после выборов не может быть избран на срок более одного года. «При этом у нас с вами дата, на которую приходится Единый день голосования, от года к году незначительно смещается. Происходит коллизия, и эта норма, формулируясь как четкая норма, фактически сегодня не работает. Мы становимся заложниками того, что данные изменения, порой в несколько дней, максимум недель, влияют на проведение или непроведение избирательной кампании довыборов», — пояснил Ламейкин.
Содокладчик, депутат Дмитрий Вяткин, также пояснил, что в некоторых случаях, особенно на муниципальном уровне, сложно найти кандидата, если текущему созыву законодательного органа власти осталось работать год. «Ну кто будет на год избираться?» — спросил Вяткин и напомнил про дополнительные расходы бюджета.
У депутатов возникло множество вопросов. Депутат от КПРФ Мария Прусакова (коммунисты последовательно выступают против электронного и дистанционного голосования) заявила, что при электронном голосовании конституционное право граждан на тайну волеизъявления «отсутствует», так как при обработке результатов голосования есть администратор, который этим процессом управляет. «Вы можете показать распечатку, кто как голосовал? У вас есть такие данные для того, чтобы утверждать, что право на тайное голосование нарушено? — ответил Вяткин. — Я смею утверждать, что у вас этого нет. Следовательно, ваше утверждение просто голословное».
Депутат Михаил Матвеев (КПРФ) спросил, как будет существовать институт наблюдателей за выборами при электронном голосовании и каким образом партии смогут реализовать право их послать. По словам Вяткина, наблюдение при электронном голосовании будет осуществляться так же, как и при традиционном — с присутствием на участках наблюдателей от партий, представителей от Общественной палаты и так далее.
Матвеев также поинтересовался, ставит ли законопроект в приоритет электронное голосование, как было на выборах в Мосгордуму в Москве в 2024 году (на этих выборах был установлен заявительный порядок для голосования с помощью бумажного бюллетеня). Вяткин ответил, что если принимается решение о проведении электронного голосования, то тогда может быть принято и решение и о параллельном голосовании бумажными бюллетенями. «Мы возвращаем легально бюллетени на участки. Потому что сейчас, если вы обратите внимание на норму 64 закона 67 (ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав». — РБК), там нет этой альтернативы, то есть совмещения бюллетеней и электронного голосования», — заявил депутат.
Коммунист Николай Арефьев поинтересовался, почему авторы не хотят ввести прямую законодательную норму, которая бы закрепляла и электронное голосование, и голосование бумажными носителями. «Почему бумажными носителями надо голосовать только с разрешения Центризбиркома?» — спросил он.
«В данном случае наш законопроект как раз таки говорит о том, что мы предлагаем, чтобы была возможность проголосовать бумажным бюллетенем», — ответил Ламейкин.
Депутаты также задали много вопросов об использовании дистанционного электронного голосования (ДЭГ), однако представлявшие законопроект докладчики отвечали, что нормы, касающиеся ДЭГ, не изменяются и, следовательно, не могут быть предметом обсуждения.