СМИ узнали об изучении Россией денонсации конвенции по правам человека
Россия может денонсировать Европейскую конвенцию по правам человека, которая была ратифицирована Москвой в 1998 году. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источники в профильных российских ведомствах. Денонсация конвенции приведет к прекращению сотрудничества России с Европейским судом по правам человека и выходу из Совета Европы.
Изучается возможность денонсации, «в случае если нынешняя линия суда, в результате которой появляются направленные против интересов России решения ЕСПЧ, не будет скорректирована», приводит агентство слова источников. Они утверждают, что «политизация позиции ЕСПЧ возрастает» при рассмотрении жалоб против России, а «аргументация и доводы российской стороны не принимаются во внимание».
«Суд отказывается учитывать особенности российской правовой системы и нормы международного права и зачастую прибегает к практике «двойных стандартов», — считают источники.
Собеседники «РИА Новости» также отметили лишение России права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы, которое произошло в 2014 году. Поводом к лишению России права голоса в ПАСЕ стало присоединение Крыма и начало конфликта на востоке Украины. Москва отказалась платить взносы в Совет Европы до восстановления своих полномочий в ассамблее.
Лишение России права голоса «привело к тому, что более 20 судей ЕСПЧ, многим из которых поручается рассмотрение российских дел, избраны без участия российских представителей», сказали источники агентства.
«Соответственно, вопрос легитимности избрания этих судей и принятых ими решений применительно к Российской Федерации остается открытым», — пояснили они.
Правозащитники и омбудсмены пока ничего не знают о таких обсуждениях. Пресс-секретарь уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой Алексей Зловедов сообщил РБК, что в аппарате уполномоченного по правам человека информации о возможном прекращении сотрудничества с ЕСПЧ «пока нет».
Денонсация Европейской конвенции по правам человека станет «очередным очень плохим шагом в неправильном направлении», cообщил РБК журналист, член СПЧ Николай Сванидзе. «Если это соответствует действительности, то это очень плохо. Но сейчас можно поверить в очень многое, потому что отношения с западным сообществом, то есть c наиболее развитой частью мира, очень плохие. Может быть, под знаком того, что не нужно в наши дела соваться, мы сами с усами, такой вопрос и встанет на нервной почве. Тогда это приведет к еще большему отходу от столбовой дороги развития человечества, потому что мы не на Луне живем», — заявил Сванидзе.
От денонсации Европейской конвенции по правам человека властями России «небо на землю не рухнет», считает руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
«Это заявление не юридическое, а политико-дипломатическое. Российским властям кажется, что участие России в Совете Европы не отвечает целям внутренней политики, поэтому довольно давно власти пытаются скорректировать участие в Совете, и целенаправленно идут в сторону изоляции и исключения из него, но это произойдет небыстро, и большая часть времени будет занята торговлей и демонстрацией намерений, а не реальными действиями», — утверждает он.
По мнению юриста, денонсация конвенции не скажется на жизни «обычных россиян», так как только небольшая часть из них обращается в ЕСПЧ. «Тем не менее нужно ожидать волну репрессивных инициатив. Российская судебная система не отвечает интересам публики, обращаться будет не к кому. Останется комитет по правам человека ООН, но он больше отвечает декоративным функциям, нежели деятельным. Наверняка будут обсуждать возвращение смертной казни и иных вещей, на отказ от которых Россия ранее вынуждена была пойти ради членства в Совете», — считает он.
Чиков также отмечает, что членство в Совете Европы добровольное. «Членство России в Совете Европы — это участие России в международном договоре, которое может быть оформлено только по добровольному согласию, принуждения тут нет. Денонсация — это выход из членства, произойти это может по процедуре через федеральный закон, так как ратификация международного договора отнесена к компетенции Совета Федерации», — пояснил эксперт.