Донбасский передел: как меняют управление на украинских предприятиях
Ахметовский передел
Введение внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции, находящихся на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, началось с полуночи 1 марта. В ДНР оно должно завершиться к вечеру того же дня, говорится в распространенном пресс-службой заявлении главы ДНР Александра Захарченко. По его словам, под внешнее управление перешло порядка 40 предприятий. Захарченко добавил, что никто из украинских собственников не выходил на связь с представителями ДНР. О том, что на предприятиях будет введено внешнее управление, главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий заявили 27 февраля. Свое решение они объяснили тем, что из-за введения торговой блокады со стороны Украины работа предприятий оказалась под угрозой.
Сейчас четкого списка предприятий, на которых будет введено внешнее управление, нет, говорит РБК источник в министерстве угля и энергетики ДНР. Сначала власти должны выяснить, какие из предприятий платили ранее налоги Украине, а какие — ДНР. Те предприятия, которые платили Украине, должны будут пройти процедуру регистрации в ДНР и начать платить налоги по месту пребывания, объясняет он.
Одним из главных пострадавших от решений властей ЛНР и ДНР станет украинский бизнесмен Ринат Ахметов. 1 марта прекратил работу донецкий офис принадлежащей Ахметову телекоммуникационной компании «Укртелеком». Компания заявила, что работа на временно неподконтрольных Украине территориях заблокирована «из-за вмешательства неустановленных лиц в работу сети и захвата офиса вооруженными лицами». «Прекращено предоставление услуг телефонной связи и доступа к сети интернет для почти 200 тыс. человек», — говорится в сообщении компании. Собеседник РБК на одном из предприятий Ахметова отметил, что «это очень напоминает ситуацию в Крыму: тогда работу «Укртелекома» на полуострове тоже быстро заблокировали».
Заблокированным остается и стадион «Донбасс Арена», где с 2014 года размещался Гуманитарный штаб Рината Ахметова. Напомним, по данным источников РБК, ранее предприятия Ахметова с 2014 года по негласным договоренностям представители самопровозглашенных республик не трогали.
В Луганской народной республике внешнее управление должно было быть введено на трех угледобывающих предприятиях, принадлежащих Ахметову: на ПАО «Краснодонуголь», ООО «ДТЭК Ровенькиантрацит», а также «ДТЭК Свердловантрацит». Функции временной администрации на предприятиях в обеих самопровозглашенных республиках будет выполнять донецкое ЗАО «Внешторгсервис».
Руководитель «ДТЭК Свердловантрацит» Наталья Новоселова сообщила РБК, что предприятия компании функционируют «в штатном режиме» и что решение властей ЛНР на работу предприятия не повлияло. «Все на работе. Лично для нас ничего не произошло», — сообщила Новоселова.
Потери Ахметова
Компании Ахметова объединены в группу СКМ. По данным официальных сайтов группы СКМ и входящих в нее компаний ДТЭК и «Метинвест», на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР находятся 47 предприятий и компаний группы. Из группы «Метинвест» в «группу риска» входят десять горно-металлургических компаний. Крупнейшие из них — Комсомольское рудоуправление, Харцызский трубный завод, Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ). Согласно отчету «Метинвеста» за 2016 год, ЕМЗ стал третьим заводом группы по объемам производства чугуна (1,8 млн т) и стали (1,9 млн т). Компания ДТЭК, также входящая в группу СКМ, может потерять теплоэлектростанции, находящиеся на территории самопровозглашенных республик, сообщал ранее РБК.
По оценке источника, близкого к «Метинвесту», горно-металлургические предприятия холдинга на не контролируемой Украиной территории приносили ему порядка $1,5 млрд годовой экспортной выручки. При этом от их поставок зависят и предприятия на самой Украине. Так, прекращение поставки угля с ПАО «Краснодонуголь», входящего в «Метинвест», приведет к снижению производства кокса на коксохимических заводах Украины на 1 млн т в год, а от прекращения поставок флюсов с Комсомольского рудоуправления пострадают два крупных металлургических завода холдинга в Мариуполе и Запорожье. Из-за остановки заводов «Метинвеста» и предприятий на неконтролируемой территории Украина в целом может потерять $2,4 млрд валютной выручки в год и до 45 тыс. рабочих мест, приводит расчеты компании собеседник РБК.
Кроме того, существует риск остановки Авдеевского коксохимического завода (АКХЗ) «Метинвеста» из-за прекращения электроснабжения с Зуевской ТЭС. АКХЗ снабжает сырьем второй по величине метзавод холдинга — Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича. В случае его остановки из-за дефицита сырья экспортная выручка компании снизится еще на $2,4 млрд.
Представители «Метинвеста» и ДТЭК от комментариев отказались.
Перспективы работы с Россией
Александр Захарченко 1 марта заявил, что ДНР уже на этой неделе планирует получить из России сырье для украинских предприятий, на которых власти республики ввели внешнее управление: «Сырье будем получать из Российской Федерации. Этот процесс проговаривается». Ранее он говорил, что и продукцию предприятий планируется отправлять в Россию.
Российские компании, вероятно, не будут покупать сырье с предприятий, подконтрольных ДНР и ЛНР, опасаясь санкций, предполагает директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Максим Худалов. Он обращает внимание на то, что и не вся эта продукция вообще востребована в России. Так, продукция Енакиевского метзавода с учетом роста себестоимости при поставках российского сырья еще и окажется дороже российской, указывает эксперт. Он полагает, что металлопродукция заводов мелкими партиями через мелких трейдеров будет экспортироваться через российские порты на традиционные для России и Украины рынки Турции и Ближнего Востока.
Как рассказал РБК трейдер на рынке угля и источник, близкий к одной из металлургических компаний, российский НЛМК ранее закупил партию коксующегося угля дефицитной на российском рынке марки «К» в ДНР, у «Донецкстали», принадлежащей бизнесмену Виктору Нусенкису. Минэнерго России подтвердило закупки НЛМК угля на Украине: представитель ведомства, сославшись на данные ЦДУ ТЭК, сообщил, что НЛМК импортировал с Украины 78 тыс. т коксующегося угля.
Представитель НЛМК отказался комментировать импорт угля с Украины. «НЛМК — крупный российский потребитель угля, его закупки на Украине могут быть способом добиться более выгодных условий от российских угольщиков», — считает аналитик БКС Олег Петропавловский.
Представитель объединения российских металлургов «Русская сталь» отказался от комментариев.
Призрак признания
Министр юстиции Украины Павел Петренко назвал введение внешнего управления на предприятиях национализацией и пообещал включать этот факт в международные иски Украины против России. Петренко выразил уверенность, что действиями властей ДНР и ЛНР руководят из Москвы. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия хотя и обладает влиянием на власти ДНР и ЛНР, но переоценивать его не следует.
Москва защищает решение глав самопровозглашенных республик, объясняя его тем, что они были поставлены в сложные условия торговой блокадой, которую организовали добровольческие батальоны и депутаты украинского парламента из оппозиционной фракции «Самопомощь». В январе активисты блокады блокировали железнодорожное сообщение, что привело и к прекращению поставок угля на Украину с территорий, неподконтрольных Киеву. В условиях блокады главы ДНР и ЛНР должны были обеспечить функционирование предприятий, сохранить рабочие места, объяснил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Украинские власти блокаду осуждают, однако действий по разблокированию путей не предпринимают. В среду премьер Украины Владимир Гройсман утвердил перечень товаров и организацию их провоза с неподконтрольных территорий на Украину, однако активисты о готовности разблокировать пути не сообщили.
Введение внешнего управления на предприятиях в ДНР и ЛНР было одной из тем на очередном заседании трехсторонней контактной группы в Минске, но ни одна из сторон не предложила конкретных решений.
Источник РБК в российских дипломатических кругах на вопрос о том, возможно ли дальнейшее признание самопровозглашенных ДНР и ЛНР Россией, заявил, что «пока не стоит торопиться». Тем не менее он заявил, что в нынешних условиях минские переговоры «окончательно зашли в тупик» и «при такой конфигурации не очень понятно, о чем дальше говорить». Он не исключил переформатирования переговоров, включения в повестку новых вопросов, в частности, о том, как будут работать «национализированные» ДНР и ЛНР украинские предприятия, но, по его словам, «все будет зависеть от дальнейших шагов Киева».
По мнению главы парламентского комитета по делам СНГ Леонида Калашникова, возможны любые варианты развития событий вплоть до признания независимости республик, если Киев перейдет к активным боевым действиям.
Политолог Алексей Макаркин прогнозирует скорее приднестровский, нежели абхазский и югоосетинский, сценарий. «С одной стороны, Россия официально считает Приднестровье частью Молдавии и не признает его независимость, с другой — выстраивает с ним свои, в том числе экономические, отношения», — сказал он РБК. Признание ДНР и ЛНР влечет за собой слишком большие риски для России, уверен эксперт.
Решение о введении внешнего управления — это движение в направлении отторжения Донбасса от Украины, но главная пострадавшая сторона — Ринат Ахметов, говорит украинский политолог Владимир Фесенко. Он обращает внимание, что представители ЛНР и ДНР не национализировали предприятия, а пока только вводят управление и требуют платить налоги на их территории, а это не означает, что предприятия перестанут платить налоги в украинский бюджет. Украина, по словам эксперта, пока не понесла значительных финансовых потерь. Он предполагает, что киевские власти не будут предпринимать активных действий по снятию блокады, а будут ждать, когда ситуация сама успокоится, со временем Ахметов и его предприятия также могут договориться об условиях работы с представителями ЛНР и ДНР.
При участии Полины Химшиашвили, Антона Баева, Елены Смирновой, Сергея Витько