Арифметика протеста: как волонтеры считали участников траурного марша
По данным проекта «Белый счетчик», в траурном марше памяти Бориса Немцова приняли участие более 51 тыс. человек. Подсчет был закончен после того, как все желающие прошли на марш через рамки металлоискателей, это произошло около 17 часов, через два часа после начала акции.
Волонтеры проекта подсчитывали количество пришедших с помощью простого механического счетчика: простейшего прибора с кнопкой, на которую волонтер нажимает после того, как рамку пересек очередной участник акции. Обычно каждый волонтер контролирует поток людей с двух рамок металлоискателей, но 1 марта вызвавшихся считать людей оказалось больше, чем самих рамок. Вместо ранее заявленных московскими властями 70 металлоискателей было выставлено всего 33, что резко замедлило проход к началу марша.
Каждые полчаса координаторы обходили волонтеров и записывали показания счетчиков. Таким образом, результаты стали известны сразу после окончания акции. Волонтеры – в основом люди средних лет, которые ранее работали наблюдателями на выборах.
Проект «Белый счетчик» появился несколько лет назад на фоне возросшей активности протестного движения. Тогда данные о численности участников, которыми располагали организаторы мероприятия, сильно разнились с информацией ГУ МВД.
«Эта идея возникла в среде наблюдательского сообщества Москвы, – рассказывает координатор «Белого счетчика» Дмитрий Нестеров. – Наблюдатели в ходе проведения выборов, которые тогда отмечались многочисленными фальсификациями, стали использовать механические приборы, чтобы контролировать подсчет бюллетеней. Позже этот метод мы стали использовать на митингах».
На первых митингах в 2012 году координаторы считали не все рамки, а только выборочные, с учетом того, что где-то людей было меньше, математическим способом подсчитывали примерное количество пришедших. Экспериментировали и с количеством рамок, которые контролирует волонтер. В результате выяснилось, что один человек способен вполне эффективно держать во внимании две рамки.
Однако, учитывая человеческий фактор, координаторы не раз сталкивались со сложностями. Так, была проблема с тем, что волонтеры часто отвлекались от наблюдения из-за общения с полицией, организаторами митинга, знакомыми. Тогда результаты счетчика могли отличаться от действительных до 30%. Со временем выработался стиль поведения людей-счетчиков. Волонтерам было строго рекомендовано не пользоваться телефоном, не контактировать с проходящими.
Тем не менее, даже опытные волонтеры допускают погрешность, но незначительную – максимум 10%.
Сложности возникают не только с волонтерами. Метод подсчета пришедших на акцию эффективен, только если полиция перекрывает входы, оставляя один. Но такое происходит не всегда. На патриотическом марше «Антимайдан», который прошел 21 февраля, входы были открыты по всему маршруту шествия, что сделало подсчет невозможным. Тогда координаторы воспользовались одноименной программой, которую создал программист Анатолий Кац. Методика его программы «Белого счетчика» состоит в следующем: необходимо предварительно зафиксировать камеры по периметру акции, а затем программа, благодаря автоматическому анализу видео, подсчитывает количество участников.
«С Анатолием Кацем мы контактировали пару раз, думали использовать его технологию, но потом поняли, что наша нам ближе. Кроме того, мы получаем данные сразу же после окончания акции, иногда раньше. Но, конечно, в чрезвычайных ситуациях, как с «Антимайданом», наша методика неэффективна», – признается Нестеров. Результаты подсчета программы Каца до сих пор неизвестны.
На акции 1 марта после первого получаса подсчета проходящих через рамки было зафиксировано 5 тыс. человек. К 15:30 волонтеры насчитали 22,1 тыс. человек. К 16:00 – 30,8 тыс. человек. Окончательная цифра (примерно к 17 часам) – 51,6 тыс. человек.
На сайте ГУ МВД по Москве по состоянию на 16:00 говорилось о 16,5 тыс. участников. А итоговая оценка – 21 тыс. участников.