Путин поручил изучить возможность смягчения наказания за экстремизм
Президент России Владимир Путин поручил изучить практику применения статьи о публичных призывах к экстремизму, а также рассмотреть вопрос о введении административной преюдиции по данной статье. Соответствующее поручение опубликовано на сайте Кремля.
«Проанализировать совместно с Генпрокуратурой России практику применения статьи 280 Уголовного кодекса России (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»)», — говорится в документе.
Административная преюдиция предполагает, что уголовная ответственность наступает только в случае повторного совершения правонарушения, а на первый раз назначается административное наказание.
Ответственными за выполнение поручения были назначены председатель ВС России Вячеслав Лебедев и генеральный прокурор Игорь Краснов, которые должны подготовить доклад до 1 июня.
Такое поручение Путин дал по итогам заседания президентского Совета по правам человека (СПЧ), прошедшего 10 декабря 2020 года. На заседании с предложением ввести административную преюдицию по статье выступил публицист Александр Верховский. Путин тогда отметил, что призывы к экстремистской деятельности в многонациональном государстве — очень опасная вещь, но пообещал рассмотреть инициативу.
Также президент поручил проверить информацию о незаконном воздействии на фигурантов уголовных дел. Этот вопрос на заседании поднял член СПЧ Евгений Мысловский, указав на ситуацию с нижегородской журналисткой Ириной Славиной, которая покончила с собой. По словам Мысловского, сотрудники правоохранительных органов проявили чрезмерное внимание к Славиной, в частности провели у нее обыск рано утром, хотя журналистка проходила по делу лишь свидетелем.
Кроме того, Путин поручил Верховному суду совместно с министерством юстиции рассмотреть вопрос о целесообразности создания российского суда по правам человека и представить при необходимости соответствующие предложения. В декабре после того как на заседании эту мысль высказал Мысловский, опрошенные РБК эксперты называли создание такой инстанции очень трудоемким, а ее потенциальную юрисдикцию — крайне неопределенной.
В частности, руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков заявил, что юрисдикция суда по правам человека на национальном уровне оказалась бы предельно размытой. «Трудно провести границу между делами о правах человека и всеми остальными. Полицейский избил до смерти задержанного — это должен рассматривать суд общей юрисдикции по уголовным делам или суд по правам человека? Или дело о халатности? Выделить эту компетенцию нереально», — пояснил он.