«Затопило водой не по макушку, а только по глаза»: бизнес о решении ЦБ
Александр Ручьев, президент и совладелец строительной группы «Мортон»:
Снижение ставки – это самое мудрое и правильное решение в сегодняшней ситуации, это яркий и адресный сигнал всему российскому бизнесу, который даст нам всем уверенность в будущем. Если правительство будет двигаться в этом же направлении, планомерно снижая ставку, это позволит в кратчайшие сроки вытолкнуть экономику вверх, потому что внутренних ресурсов для этого в России сегодня достаточно.
Для строительной отрасли это действительно очень ожидаемый и необходимый шаг, это большое дело. После повышения ставки ЦБ до 17% для бизнеса кредиты подорожали до 20–28%. Этот уровень стал фактически заградительным. Теперь же стоимость кредитов для бизнеса автоматически снизится на 2%. Вслед за этим вниз пойдут ставки по ипотеке, доля которой в январе уже упала на 20–25 п.п. Все это стимулирует спрос и позволит рынку укрепиться.
Иван Шабалов, владелец трейдера «Трубные инновационные технологии», председатель координационного совета Ассоциации производителей труб
Изменение ключевой ставки ЦБ может привести к снижению кредитных ставок до 20% вместо 23–25%, которые сейчас есть на рынке. Это несущественное снижение, кардинально оно ситуацию не меняет. Пока это хороший знак – не более того, но он хотя бы позволяет надеяться на продолжение. Без существенного снижения кредитных ставок экономика не почувствует положительного эффекта.
Алексей Репик, президент «Деловой России», председатель совета директоров «Р-Фарм»
15% – недостаточно, чтобы бизнес смог расслабиться. Но это психологически очень правильный знак. Сейчас важно делать следующие шаги по пересмотру ставки и сопровождать их дополнительными мерами, ограничивающими попадание ликвидности на валютный рынок. Например, рассмотреть вариант налога на приобретение валюты.
Руководство ЦБ запросы, в том числе от «Деловой России», в какой-то степени услышало. Я думаю, что мы должны избегать скачков и прыжков. Рынок делают ожидания. Сейчас этот знак очень дружественный. Но затягивать с дальнейшим понижением ставки тоже нельзя. Ставка должна быть по возможности ниже инфляции, как в большинстве стран. Чтобы сгладить эффект ослабления рубля, нужно будет уже новую ставку субсидировать, чтобы компании, реализующие свои инвестпрограммы, имели доступное финансирование.
Михаил Лящ, президент IT-группы «Компьюлинк»:
Конечно, эта мера не поможет. Мы не берем сейчас кредиты. Все, что мы делаем, – перекредитовываемся, работать под новые кредиты невозможно. Если эта ставка для нас будет на 2% ниже, это будет означать, что деньги нам выдадут не под 25%, а под 23%. Но это, знаете, как будто бы вас затопило водой не по макушку, а только по глаза. В принципе вы все видите, но дышать все равно не можете. Зато есть на что посмотреть, это внушает некий оптимизм.
Флун Гумеров, президент ювелирного «Алмаз-Холдинга»
Понижение ключевой ставки, конечно, волнует всех. Но гораздо важнее – ставка рефинансирования, которая по-прежнему остается на уровне 8,25%. Сейчас компаниям предоставляют кредит минимум под 20%. По закону, я могу включать стоимость кредита в себестоимость конечного изделия, но только такую, которая не превышает ставку рефинансирования плюс 3 процентных пункта, то есть на данный момент 11,25%. А остальные 8,75% съедают мою маржу и уменьшают прибыль. Так что либо нужно снижать ключевую ставку хотя бы до 11%, либо повышать ставку рефинансирования.
Григорий Березкин, владелец и председатель совета директоров группы ЕСН
Снижение ключевой ставки, безусловно, положительное решение. Сейчас российским компаниям важно рефинансировать свои долги, особенно тем, у кого есть обязательства в валюте. Трудно было предположить, что снижение будет резким. Но если это начало тенденции, то это крайне важный шаг для российской экономики.
Антон Данилов-Данильян, председатель совета директоров инвестиционно-строительной компании Rodex Group
Решение мы приветствуем. Это сигнал хороший, хотя и скромный. Но выходить из ситуации нужно не резко. Мы до сих пор не застрахованы от волны валютной паники. С другой стороны, резкое движение в противоположную сторону породит отскок такой же силы, не самый хороший с точки зрения последствий для рубля, фондового рынка, настроения инвесторов.
Призываю сдерживать порывы, не принимать резких движений. И в качестве утешительного приза тем, кто хотел бы побольше, говорю одну очень простую вещь: Агентство кредитных гарантий до ноября имело ставку по гарантиям 1,75%, потом снизило ее до 1,25%. Госгарантии стали фактически бесплатными, это уже чисто психологически гигантский бонус. Можно, конечно, хотеть снижения ключевой ставки с 17 до 12% и даже ниже, но сама сложившаяся ситуация от этого никуда не денется.
Александр Вахмистров, гендиректор, председатель правления строительной Группы ЛСР
Решение ЦБ оцениваю положительно. Хотя объективно всем застройщикам, и этот вопрос уже обсуждался с Владимиром Владимировичем Путиным, было бы очень комфортно, если бы ставка ЦБ понизилась уже в I квартале до 10,5–12%. Ипотечная ставка была бы тогда в районе 14%, что тоже дорого, но оправданно, а строители получили бы доступ к банковским кредитам.