Джинсы и рок-н-ролл: как московский фестиваль 1957 года изменил СССР
Осенью 1945 года в Лондоне была проведена всемирная конференция молодежи за мир, на которой было принято решение о создании Всемирной федерации демократической молодежи и проведении всемирных фестивалей молодежи и студентов. Первый фестиваль, участие в котором принимали представители левых молодежных организаций со всего мира, был проведен в Праге спустя два года.
На фото: африканский студент во время фестиваля 1957 года на Красной площади
Московский фестиваль, ставший важнейшим событием для советской молодежи, прошел с 28 июля по 11 августа 1957 года под лозунгом «За мир и дружбу». Его участниками стали 34 тыс. человек из 131 страны — такого количества гостей впоследствии не принимал ни один из подобных фестивалей.
На фото: марш-парад во время открытия спортивных соревнований на фестивале 1957 года
За время фестиваля было проведено более восьмисот разнообразных мероприятий: от концертов и спортивных состязаний до встреч радиолюбителей и филателистических выставок. Один из самых знаменитых прозаиков оттепели Василий Аксенов так вспоминал о своем друге, будущем корифее советского и российского джаза: «Еще во время московского Фестиваля молодежи 1957 года [Алексей] Козлов, говоривший по-английски, рисково наладился выступать с зарубежными джазовыми коллективами — те дивились его игре, а менты принимали за иностранца».
На фото: молодежь из Африки, Аргентины и Болгарии на торжественном открытии фестиваля
К открытию фестиваля в столице был достроен Центральный стадион имени Ленина в Лужниках, на котором прошла церемония открытия молодежного форума.
На фото: встреча молодежи Советского Союза и Финляндии
30 июля 1957 года в кинотеатре «Ударник» открылся кинофестиваль, на котором были представлены работы молодых кинематографистов, а также фильмы о молодежи, снятые более опытными режиссерами. Спустя два года в Москве был впервые проведен ставший традиционным Московский международный кинофестиваль.
Одну из золотых медалей получил за фильм «Канал» молодой польский режиссер Анджей Вайда, ставший легендой мирового кино.
На фото: обсуждение ленты из молодежного конкурса
И все же главным на фестивале было свободное общение между молодыми людьми из разных стран, в том числе между советскими и американскими студентами. Именно после московского форума в Советском Союзе стала распространяться мода на джинсы, юбки клеш, кеды и рок-н-ролл.
Именно в те дни в столице окончательно оформилась подпольная профессия «фарцовщик», просуществовавшая до конца СССР: молодые люди со знанием иностранных языков потихоньку выменивали у гостей на сувениры разные модные вещи, виниловые пластинки и технику и с выгодой продавали их соотечественникам.
В советском обществе устоялось мнение, что после фестиваля в Москве появилось большое количество детей смешанных рас, отцами которых чаще всего были жители африканских стран из числа гостей московского фестиваля. В Советском Союзе таких людей стали называть «фестивальными детьми».
Власти такой поворот событий из виду упустили, они были заняты другим. «В Москве всем делают противочумные прививки, ибо среди участников фестиваля (наши думают) будут люди, которые привезут ампулы с чумной бактерией» (отрывок из частного письма бурятского студента из столицы. — РБК).
«Сейчас понятие «фестиваль» звучит нейтрально, с рекламным оттенком. Разные бывают фестивали: кинематографические, театральные, музыкальные, фестивали моды, цветов... В те времена это понятие воспринималось в одном-единственном контексте, который обозначает непосредственные человеческие контакты вопреки границам, барьерам — идеологическим, национальным и всем прочим», — вспоминал писатель Анатолий Макаров.
На фото: народный артист СССР Сергей Образцов (слева) среди делегатов с острова Цейлон
«В Москву съехались любознательные со всех сторон Советского Союза. На ходу они изучали языки, чтобы разговаривать с нами, и дали нам возможность совершить путешествие по стране, не покидая Красную площадь. Другое преимущество фестиваля было в том, что в фестивальной суматохе, где невозможен милицейский контроль за каждым, советские люди могли высказываться более свободно...Простота, доброта, искренность людей, ходивших по улице в рваных ботинках, не могли быть следствием фестивального распоряжения. Не раз с обдуманной жестокостью я задавал один и тот же вопрос лишь с целью посмотреть, каков будет ответ: «Правда, что Сталин был преступником?» Они невозмутимо отвечали цитатами из доклада Хрущева».
Габриэль Гарсия Маркес, «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы кока-колы!» Автор эссе, будущий лауреат Нобелевской премии, а тогда полунищий журналист в Париже, приехал на фестиваль без приглашения, прибившись к фольклорному ансамблю соотечественников-колумбийцев.
Следующий Фестиваль молодежи состоялся в 1959 году в Вене, в 1985 году его снова приняла Москва, тогда он прошел под лозунгом «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу».