«Дело «Башнефти» и «дело ЮКОСа»: что говорят современники
Арест совладельца и руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского в октябре 2003 года ознаменовал собой новый этап в отношениях бизнеса и власти в стране. Спустя 11 лет под следствие попал другой крупный предприниматель – Владимир Евтушенков, основной владелец и председатель совета директоров АФК «Система». В бизнес-сообществе сразу же начали сравнивать оба события. РБК сопоставил, как некоторые политики и бизнесмены комментировали случившееся тогда и сейчас.
Владимир Путин
Президент России
27 октября 2003 года
«Все должны быть равны перед законом. Иначе нам никогда не справиться с решением проблемы создания экономически эффективной и социально выверенной налоговой системы». (РИА Новости)
21 ноября 2004 года
«Ходорковский никогда не занимался политикой. Он никогда не был депутатом Государственной думы, то есть депутатом парламента, не был членом какой-то партии, не возглавлял никакое политическое движение. Поэтому попытка подменить криминальную сторону этой проблемы политической – это неверно». (Интервью бразильским газетам «Фолья де Сан-Паулу» и «О Глобо», www.kremlin.ru)
Дмитрий Песков
Пресс-секретарь президента
16 сентября 2014 года
«Я категорически не согласен с господином Шохиным. Любые попытки окрасить эту историю в «цвета политики» не имеют права на существование». (Интерфакс)
Владимир Путин
Президент России
2 октября 2014 года
«Массовых пересмотров итогов приватизации не будет. Если у правоохранительных органов возникли вопросы, мы не можем им мешать. Надеюсь, что все решения будут лежать не в уголовной плоскости, а гражданско-правовой. Но я не собираюсь вмешиваться». (Интерфакс)
Александр Шохин
Президент РСПП
31 мая 2005 года
«Тот факт, что суд воспроизвел практически требования обвинения, и судебный процесс шел с целым рядом нарушений, позволяет оспаривать эти решения и в Страсбургском суде по правам человека, и в других международных судах. Та ситуация в макроэкономике, которая сейчас выражается в постоянной корректировке среднесрочных показателей в сторону уменьшения – это уже звоночек. Нельзя пугать российский бизнес, отпугивать инвесторов от России». (РИА Новости)
16 сентября 2014 года
«Надо действительно проводить расследование тех событий, которые были связаны собственно с приватизацией этого актива [«Башнефти»]. И если кто-то из участников этой сделки пытается переложить с больной головы на здоровую […] это не повод, не проведя тщательного исследования всех материалов, предъявлять обвинение респектабельному и уважаемому предпринимателю, который на протяжении последних более чем 20 лет вел прозрачный, транспарентный бизнес, вывел свои компании в разных секторах экономики – и в электронном бизнесе, и в мобильном бизнесе, и в нефтяном бизнесе – на уровень передовых компаний, которые добросовестно платят налоги и являются тем, что принято называть национальными чемпионами». (Интерфакс)
Владимир Евтушенков
Председатель совета директоров АФК «Система»
10 сентября 2003 года
«Наше [деловое] сообщество неоднозначно настроено к этому конфликту [между совладельцами ЮКОСа и Генпрокуратурой]: некоторые сочувствуют власти, некоторые считают, что он [Ходорковский] сделал ряд ошибок при проведении приватизации. Бизнес не должен претендовать на получение еще и политической власти. Дело совладельцев ЮКОСа послужит установлению границы между бизнесом и властью, которую ни одна из сторон не должна переступать. Она незримая. Нет таких демаркационных линий, это вещи абсолютно условные – они и определяются мудростью руководителя».
«В ситуации с ЮКОСом власть могла действовать не так жестко, но и Ходорковский сделал ряд ошибок, как считают многие из бизнес-сообщества. Из нашего цеха это достаточно хорошо видно». (На лекции в Международном университете, цитата по «Ведомостям»)
Михаил Ходорковский
Бывший совладелец ЮКОСа
17 сентября 2014 года
«Если у Евтушенкова есть возможность идти на соглашение – надо идти на него. Если есть возможность обратиться к Путину – обращаться к Путину. Конечно, лучше договариваться с Путиным, так как он хотя бы не обманывает, а эти обманывают. Я бы не увидел в этом никакого позора и неудобства, если бы он договорился на любых условиях».
(Интервью РБК )
Анатолий Чубайс
Президент «Роснано»
21 апреля 2005 года
«Хотя я и был категорическим противником ареста Ходорковского, история эта не сводится просто к банальной логике «создания полицейского государства в России». Политические претензии к Ходорковскому могли быть. Но политические претензии не должны конвертироваться в уголовные». (Интервью «Известиям»)
17 сентября 2014 года
«Комментировать обвинение сложно, поскольку оно непонятно. Не понимаю, как можно всерьез говорить об отмывании денег Евтушенковым, не понимаю, как можно его привязывать к сделкам по приватизации «Башнефти», к которым он вообще не имел никакого отношения». (цитата по Интерфаксу)
Михаил Касьянов
Сопредседатель политической партии РПР-ПАРНАС
12 января 2004 года
«Если законные действия по оптимизации налогообложения признаются незаконными задним числом, то к этому я отношусь отрицательно. По той простой причине, что в законе были дырки, позволявшие оптимизировать платежи. Налоговый кодекс не запрещал ЮКОСу и другим компаниям проводить сделки через внутренние офшоры. Значит, те ведомства, которые «уколы делают, градусники ставят», в общем «практикуют», должны были немедленно сделать все, чтобы эти дыры ликвидировать. А раз они три года только не очень громко критиковали, тогда и ответственность за это должны нести. Но не только министр по налогам, министр финансов, но и все правительство несет ответственность, и я тоже». (Интервью «Ведомостям» на посту председателя правительства)
18 сентября 2014 года
«Казалось, что передел собственности, затеянный Путиным в 2004 году, завершился. Оказывается, нет. Те же самые методы воздействия на бизнес, которые применялись в отношении Ходорковского и других бизнесменов, десять лет спустя все так же используются. Это показывает, что нынешняя власть не желает мириться с тем, что у кого-то, кроме команды, которая сейчас у власти, есть деньги. Есть мнение о неправильной приватизации, но понятно, что Евтушенков к этому отношения не имеет. Арест Евтушенкова я рассматриваю исключительно как давление на него и его команду управленцев, чтобы некоторые ресурсы, прежде всего «Башнефть», были переданы другим структурам, на которые укажет власть. Поэтому это чисто политическая вещь в том смысле, что это передел собственности по указанию высшего руководства». (РБК)
Алексей Кудрин
Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ, экс-министр финансов
1 июня 2005
«Честного ухода от налогов быть не может и бизнес не должен агрессивно, используя дыры в законодательстве, высвобождать миллиарды, по сути не заработанные. ЮКОС был серьезным уроком для всей страны. Я хотел бы, чтобы он не повторился. Это значит, что бизнес, как и власть, должен быть ответственным». (РБК)
19 сентября 2014
« В случае экономических расследований я против того, чтобы ограничивать бизнесмена, причем руководящего очень крупной корпорацией, желающего сотрудничать со следствием. Я говорю обо всех бизнесменах. Проблемы приватизации этого актива были известны давно. Сделка по покупке структурами Евтушенкова этого актива полностью согласовывалась со всеми уровнями власти. Я не понимаю, что могло измениться за это время, поэтому расследование этого дела вызывает большие вопросы. Надеюсь, следствие объективно в этом разберется. Обращаю внимание на то, что все, кто выступает по этому вопросу, не пытаются ограничить расследование этого дела. Все возмущены ограничением свободы, поскольку в результате серьезно страдают бизнес-активы "АФК Система". Этого нельзя было допускать. Другие примеры, например, дело Сторчака в Минфине, показывали, что содержание под стражей зачастую оказывалось избыточным, несправедливым и до того как решение не вынесено судом, считать виновным нельзя, поэтому нет смысла ограничивать свободу». (РБК, Инвестиционный форум в Сочи)