Ощущение ужаса, санкции и Трамп: о чем говорили гости форума в Давосе
В пятницу, 20 января, в швейцарском Давосе заканчивается 47-й Всемирный экономический форум (ВЭФ). За три дня гости мероприятия успели обсудить глобальный протекционизм, антироссийские санкции, нового президента США Дональда Трампа, перспективы развития мировой экономики и цены на нефть. Форум проходил под лозунгом «Ответственное лидерство», его участниками стали более 2,5 тыс. человек из 90 стран мира. Российскую делегацию возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов, в ее состав также вошли министр экономического развития Максим Орешкин и вице-премьер Ольга Голодец. Ключевые заявления гостей форума — в обзоре РБК.
Министр экономического развития Максим Орешкин о ситуации в российской экономике:
«Если вы посмотрите на результаты 2016 года с нефтью по $40 за баррель, у нас положительное сальдо платежного баланса, небольшой фискальный дефицит, устойчивое состояние экономики. Это также означает, что мы адаптировались не только к дешевой нефти, но и к санкциям».
Первый вице-премьер Игорь Шувалов об экономических пузырях:
«В целом ситуация выглядит достаточно здоровой, и, если говорить откровенно, мы сейчас находимся в ситуации, когда нет ни одного пузыря ни на одном рынке <…> Абсолютно стерильная ситуация. Мы готовы к тому, что вот-вот начнется серьезное движение прямых иностранных инвестиций».
Глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс о форуме Давосе:
«Пожалуй, самое точное описание нынешнего Давоса — это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы».
Финансист Джордж Сорос о Трампе:
«Я бы охарактеризовал его [Трампа] как обманщика и афериста. И он может стать диктатором, если ему удастся выйти сухим из воды».
Президент банка ВТБ Андрей Костин о санкциях против России:
«Несомненно, вопрос [снятия санкций] должен быть в американо-российской повестке, если мы хотим вернуться к хорошим отношениям. Их [санкции] следует смягчить или снять совсем. Возможно, не все, возможно, те, которые не относятся к Крыму, но определенно к другим сферам, в частности к финансовым институтам. Я считаю, что мы можем восстановить отношения с Западом, мы можем решить украинский вопрос, если обе стороны (Россия и Запад. — РБК) будут настроены позитивно».
Председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов о людях:
«Сейчас люди другие. Они не такие, как были 20–50 лет назад. Для меня необходимость развивать человеческие навыки, навыки работы с людьми — важнее «цифровых».
Глава Сбербанка Герман Греф о санкциях против России:
«Я думаю, что, если мы говорим о снятии санкций, это вопрос последствий отношений между [Владимиром] Путиным и Трампом и взаимного доверия и уважения. И я думаю, что мы должны предпринять много шагов, и на это потребуется много времени».
Глава КНР Си Цзиньпин об отношениях Китая с США и Россией:
«Мы будем всеми силами пытаться построить новую модель отношений с США, а также всестороннее стратегическое партнерство с Россией, партнерство ради мира, роста, реформ между различными цивилизациями Европы».
Советник избранного президента США Дональда Трампа Энтони Скарамуччи о санкциях против России:
«Я считаю, что санкции были не самой лучшей вещью, но в то же время действия, предпринятые российским правительством, были восприняты с определенным неодобрением в международном сообществе».
Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев о будущем российской экономики:
Один из мифов — что российская экономика пострадала от санкций. Она пострадала, но сейчас это уже не так. Как сказал первый-вице-премьер Шувалов, у нас будет рост на 2%, для нас очень важна сделка ОПЕК, которая стабилизировала цены на нефть и снизила колебания цен на нефть и неопределенность. Россия прошла поворотный момент. Мы верим, что покажем рост. И даже если санкции не отменят — хотя мы уверены, что они могут быть отменены, — но даже если не будут, Россия в очень хорошем положении.
Мы довольно оптимистичны по поводу отношений с администрацией Трампа. Мы верим, что она будет относиться к России с уважением и что это очень важно, чтобы вести диалог по разным вопросам. Я по-прежнему помню, как первый вице-премьер Шувалов два года назад сказал здесь, что Россия при санкциях объединится вокруг президента Путина. И мы слышим, что некоторые люди из администрации Трампа это понимают. И мистер Скарамуччи (советник президента США Энтони Скарамуччи, с которым Дмитриев встретился на полях Давосского форума. — РБК) также сказал, что санкции объединяют Россию, а не снижают рейтинг президента. Мы хотим вести хороший диалог, и мы верим, что у нас есть основа для этого диалога.