Экономисты-нобелиаты, состоявшиеся как медийные фигуры
Премию по экономике памяти Альфреда Нобеля зачастую получают «кабинетные» ученые, которые не очень заботятся о признании широкой общественности. К таковым можно смело отнести и лауреата этого года Жана Тироля – экономиста с очень высоким индексом цитируемости в научных работах, но не в СМИ. Однако есть и другой тип нобелиатов – они известны за пределами науки, активно раздают советы властям или пробуют зарабатывать на своих концепциях.
Майрон Шоулз (Myron Scholes)
Лауреат 1997 года (совместно с Робертом Мертоном)
За новый метод определения стоимости производных ценных бумаг
Американский экономист Майрон Шоулз вместе со своим коллегой Робертом Мертоном получил Нобелевскую премию в 1997 году. Банк Швеции наградил их за модель ценообразования опционов, известную во всем финансовом мире как формула Блэка-Шоулза-Мертона (третий автор модели Фишер Блэк умер в 1995 году, комитет не успел наградить его).
«Модель Блэка-Шоулза», разработанная в 1970-х годах, впервые давала математическое обоснование взаимосвязи цены производного инструмента и стоимости базового актива. Эта модель получила широкую популярность на финансовом рынке, а сами Шоулз и Мертон успешно зарабатывали деньги в своем фонде Long Term Capital Management, применяя теорию на практике.
LTCM запускался с $1 млрд инвестиционного капитала и в первые годы приносил владельцам годовой доход на уровне 40%. Однако азиатский кризис 1997 года и российский дефолт в 1998 году привели к тому, что фонд менее чем за четыре месяца потерял $4,6 млрд и прогорел. В 2005 году Шоулз еще и оказался замешан в скандале: власти обвинили LTCM в уклонении от уплаты налогов. Но это не помешало дальнейшей карьере нобелиата: впоследствии он основал хедж-фонд Platinum Grove Asset Management, а в июле этого года занял пост главного инвестиционного стратега в Janus Capital, куда недавно перешел из PIMCO «король облигаций» Билл Гросс.
Роберт Шиллер (Robert J. Shiller)
Лауреат 2013 года (совместно с Юджином Фама и Ларсом Петером Хансеном)
За эмпирический анализ цен на активы
Банк Швеции оценил исследования Роберта Шиллера по изучению неэффективных рынков. Интересно, что Юджин Фама, лауреат того же года, исследовал прямо противоположное явление - эффективный рынок.
Шиллер много изучал зависимость цены активов от человеческой психологии и является одним из авторов определения «рыночного пузыря» – явления, прочно вошедшего в обиход. Он написал более 200 работ, среди которых бестселлер «Иррациональный оптимизм» (в соавторстве с другим нобелиатом Джорджем Акерлофом).
В 2006 году Шиллер создал семейство индексов S&P/Case-Shiller Home Price (вместе с экономистом Карлом Кейсом), которые отслеживают динамику цен на жилую недвижимость в крупнейших городах США. Standard & Poor’s выкупила все права на индексы у MacroMarkets LLC Шиллера в 2008 году, сумма сделки не разглашалась.
Еще до получения премии профессор Йельского университета Шиллер по совместительству являлся главным экономистом фирмы по инвестиционному управлению MacroMarkets LLC, однако фонд оказался не очень успешным. Он неоднократно создавал, но вскоре ликвидировал трасты (сначала привязанные к нефтяным ценам, а затем к ценам на недвижимость), поскольку ему не удавалось привлечь достаточных активов.
Пол Кругман (Paul Krugman)
Лауреат 2008 года
За анализ торговых моделей и распределения экономической активности
Пол Кругман является, пожалуй, одним из самых популярных экономистов-нобелиатов, причем славу он снискал задолго до получения премии, и не как ученый, а как публицист. С 2000 года он – постоянный колумнист газеты The New York Times, также Кругман писал для таких американских изданий, как Fortune, Slate и др.
Он исследовал международную торговлю в применении к индустриально развитым странам и проблемы экономической географии. В частности, Кругман искал ответ на вопрос: что, если из-за транспортных издержек торговля между странами станет невозможна? Экономист пришел к выводу, что в процессе глобализации фирмы укрупняются и в результате получают возможность экономить на масштабах производства. Отдельные страны в данной модели будут специализироваться (например, на производстве одного вида автомобилей), укрупнение производства позволит им быть более эффективными за счет экономии на масштабе. Таким образом, размещение фирм в эпоху глобализации является компромиссом между использованием экономии на масштабе производства и экономии на транспортных издержках.
Экономист Авинаш Диксит (соавтор модели монополистической конкуренции «Диксита-Стиглица», которая легла в основу работ Кругмана) отмечал его удивительную способность объяснять сложные вещи простым языком. «Даже если бы он не был особо ценным ученым-экономистом, он мог бы сделать карьеру как переводчик с экономического английского на разговорный английский», – писал про коллегу Диксит.
Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz)
Лауреат 2001 года (совместно с Джорджем Акерлофом и Майклом Спенсом)
За анализ рынков с несимметричной информацией
Еще до получения премии Джозеф Стиглиц активно участвовал в экономической политике: работал в администрации президента США Билла Клинтона, был вице-президентом и главным экономистом Всемирного банка. Он публично покинул свой пост в ВБ, раскритиковав политику банка и МВФ в Юго-Восточной Азии и России. Также активно критиковал российские либеральные реформы (шоковую терапию).
Нобелевскую премию Стиглиц получил за работу о несовершенной информации, впоследствии экономист много занимался этой проблемой и критиковал традиционные экономические модели, постулирующие наличие у экономических агентов полной информации. В Колумбийском университете Стиглиц преподает созданную им теорию экономической информации.
Он частый гость на международных форумах (вроде Всемирного экономического форума в Давосе), по версии журнала Foreign Policy является одним из 100 самых значимых мировых мыслителей. С 2003 года – иностранный член Российской академии наук.