От революции до Конституции: как соцсети влияют на политику
Премьер-министр Армении Никол Пашинян рассказал в интервью РБК, что «революция любви», благодаря которой он пришел к власти, была бы невозможна без социальных сетей. Благодаря соцсетям Пашинян смог создать масштабное сообщество сторонников почти без финансовых затрат. Он один из многих политиков по всему миру, который осознал удобство Facebook и Twitter как способа продвижения своих идей. Самые яркие политические события, которые были бы невозможны без соцсетей, — в подборке РБК
Серж Саргсян руководил Арменией сначала в роли президента, а потом на должности главы правительства на протяжении десяти лет. В 2015 году в республике прошел референдум, который превратил ее из президентской в парламентскую. В 2017 году у Саргсяна закончился второй президентский срок, но в результате победы на парламентских выборах его Республиканской партии он был назначен премьер-министром и фактически остался главой государства.
Депутат оппозиционной фракции «Елк» и журналист Никол Пашинян стал одним из главных оппонентов Саргсяна. Критику действующей власти он размещал на YouTube, в Facebook и в «Одноклассниках». Это позволило ему привлечь большое количество сторонников и мобилизовать их на демонстрации. 31 марта 2018 года Пашинян организовал двухнедельный марш оппозиционных сил из Гюмри в Ереван. 12 апреля в столице Армении начались ежедневные многотысячные митинги, участники которых координировали свои действия в соцсетях. 23 апреля Саргсян ушел в отставку, было сформировано временное правительство. 9 декабря блок Пашиняна «Мой шаг» победил на досрочных парламентских выборах, в результате лидер протестов стал премьер-министром Армении
Свержение президента Зин эль-Абидина Бен Али в Тунисе стало первой из череды событий «арабской весны». 17 декабря 2010 года тунисский продавец овощей Мохаммед Буаизизи совершил самоубийство после того, как его оштрафовали за торговлю без лицензии и прилюдно унизила одна из чиновниц. Буазизи пытался обратиться в мэрию, но его не стали слушать. В ответ он публично покончил с собой перед входом в мэрию родного города Сиди-Бузид. История попала в социальные сети и вызвала волну возмущения. 24 декабря в городе начались масштабные беспорядки.
Молодежь, которая договаривалась о проведении протестных акций через соцсети, громила офисы государственных служб и правящей партии. Позже такую же модель применяли революционеры в Сирии, Египте и других странах, участвовавших в «арабской весне». Неформальными лидерами протеста стали тунисские рэперы, которые выкладывали в интернет песни с революционными призывами. В первой половине января волна протестов захватила всю страну.
Бен Али бежал из Туниса 14 января, менее чем через месяц с момента самоубийства Буазизи. Власть в стране перешла в руки военных. Затем было сформировано переходное временное правительство
Массовые гражданские протесты 2011–2012 годов в США начались с публикации в небольшом канадском интернет-журнале Adbusters, принадлежащем одноименной некоммерческой организации, которая занимается вопросами антипотребительства и улучшения окружающей среды. Статья, вышедшая 2 февраля 2011 года, называлась «Миллион человек на Уолл-стрит» и призывала американцев к протестам, подобным тем, которые несколькими месяцами ранее прошли на площади Тахрир в столице Египта. «Может ли такое восстание произойти в Америке? Более 25 млн человек в настоящее время без работы, 2,8 млн домов заложены, в то время как инвестиционные банкиры, ответственные за эти мучения, цинично получают неприлично большие прибыли. Явная коррупция правит американской демократией», — говорилось в статье. Редакция включила материал в свою рассылку по электронной почте. Текст скоро начали распространять в социальных сетях.
В сентябре 2011 года участники протестных сообществ в соцсетях начали первые публичные акции под названием Occupy Wall Street («Захватите Уолл-стрит». — РБК). Митингующие разбили палаточный лагерь на Уолл-стрит в Нью-Йорке. Главной целью демонстрантов было выразить свое несогласие с действиями американского руководства, которое, по их мнению, допустило засилье корпораций. Количество протестующих стало быстро увеличиваться и вскоре достигло 100 тыс. человек на отдельных митингах. Вслед за Нью-Йорком аналогичные лагеря меньшего масштаба были организованы в других городах США. Протест закончился в конце 2011 года, когда нью-йоркская полиция начала разгонять митинги. Движение Occupy Wall Street не смогло добиться от властей конкретных изменений, однако сильно изменило американскую политику: именно после этих акций социалисты Берни Сандерс и Элизабет Уоррен стали одними из самых популярных политиков в Демократической партии, а финансовый сектор экономики стал для многих американцев символом несправедливости и неравенства
В 2008 году в Исландии начался финансовый кризис. Три крупнейших банка страны потерпели крах, национальная валюта упала на 50% за неделю, а фондовый рынок — на 95%. Исландия была признана банкротом. Правительство ушло в отставку, а парламент был распущен. Чтобы справиться с растущим давлением международных финансовых организаций, новому правительству пришлось написать закон, который обязал страну выплатить из бюджетных денег €3,8 млрд, потерянных иностранными вкладчиками в результате кризиса. Это бремя должно было лечь на плечи обычных исландцев, которые бы попали под дополнительный ежемесячный налог в €100. Закон вызвал широкое обсуждение в обществе, поэтому президент страны наложил на него вето и вынес на всенародный референдум, на котором 93% исландцев проголосовали против.
В это же время по инициативе президента была запущена программа по созданию новой «народной» Конституции, в которой, как предполагалось, будет уменьшена ответственность страны перед мировыми финансовыми организациями. 1000 человек были выбраны из всех граждан случайным образом и стали участниками Национальной ассамблеи, которая занялась разработкой новой Конституции. Организаторы проекта собирали все рекомендации, которые предлагали пользователи в комментариях в соцсетях, куда еженедельно публиковали отчеты о проделанной работе. В итоге получился 700-страничный сборник, который стал основанием для работы ассамблеи. Орган устраивал заседания, в ходе которых избранники обсуждали статьи нового Основного закона, консультировались с юристами, политиками, экономистами, экологами. В результате получился объемный пакет поправок. Все ресурсы страны были признаны национальной собственностью, был закреплен государственный статус Лютеранской церкви Исландии, со страны были сняты все обязательства перед международными финансовыми институтами. 23 октября 2012 года Конституция была принята на всеобщем референдуме.
Информация о существовании в России интернет-агитаторов, пишущих заказные тексты по заказу государственных органов, впервые появилась еще в 2003 году. В 2013 году журналистка «Новой газеты» Александра Гармажапова внедрилась в одну из так называемых фабрик троллей. Компания была зарегистрирована как ООО «Агентство интернет-исследований» и находилась в районе Санкт-Петербурга Ольгино. Ее сотрудники создавали поддельные аккаунты в социальных сетях и писали комментарии и посты на темы, указания о которых получали от руководства. В основном они критиковали оппозиционных лидеров и политику США, западных стран и Украины, хвалили власти, поддерживали непопулярные законы. «Агентство» оказалось связано с бизнесменом Евгением Пригожиным, владельцем компании — поставщика питания «Конкорд».
В 2014 году часть входящих в «Агентство» организаций зарегистрировались как СМИ, объединенные в «патриотический холдинг». Главным из них стало Федеральное агентство новостей (ФАН). Общий охват всех этих СМИ на 2017 год составлял 36 млн читателей.
Согласно расследованию The New York Times, как минимум с 2015 года российские «фабрики троллей» действуют и в США. В 2017 году американские власти обвинили Россию во вмешательстве в президентские выборы, в том числе и посредством соцсетей. Согласно расследованию РБК, влиянием на американскую избирательную кампанию на «фабрике троллей» занималось около 100 человек, которые создавали контент с охватом в 20–30 млн пользователей в неделю. Они регистрировали фейковые аккаунты в Facebook, Twitter и других соцсетях, а затем создавали политизированные сообщества, направленные на разные группы граждан США — от афроамериканцев до консервативных жителей южных штатов. На этих аккаунтах и в этих сообществах «тролли» размещали контент, который должен был мотивировать американцев отказаться от голосования за Хиллари Клинтон. Согласно докладу спецпрокурора Роберта Мюллера о вмешательстве Москвы в американские выборы, Россия вела кампанию по дезинформации в социальных сетях, направленную на усиление общественных противоречий в американском обществе.
Ранее были предъявлены обвинения 13 россиянам и девяти юрлицам, в том числе Агентству интернет-исследований, Concord Management and Consulting и Concord Catering. По данным следствия, обвиняемые работали в Агентстве интернет-исследований. Указывалось, что сотрудники компании создавали поддельные аккаунты, организовывали политические акции с целью посеять рознь среди американцев, а с 2016 года поддерживали Дональда Трампа.