Защитный рефлекс: как бизнесмены реагировали на обвинения
Уголовное преследование бизнесменов в России перестало быть редкостью. Что они говорили в защиту себя или своих коллег — в обзоре РБК.
Виктор Вексельберг (состояние — $10,5 млрд, 2016 год) — в защиту топ-менеджеров «Реновы» и «Т Плюс»
Миллиардер Виктор Вексельберг пообещал поддержать топ-менеджеров Бориса Вайнзихера и Евгения Ольховика, арестованных по делу о взятках.
«Я хочу выразить уверенность, что мы будем оказывать всяческую поддержку нашим товарищам и считаем, что следствие разберется, и будет принято справедливое решение», — сказал Вексельберг. Кроме того, он добавил, что компания подготовила материалы «для того, чтобы достаточно подробно ознакомить руководство страны с деятельностью компании «Т Плюс», в том числе на территории Республики Коми».
5 сентября Следственный комитет провел обыски в «Ренове» и «Т Плюс». После этого были задержаны гендиректор «Т Плюс» Борис Вайнзихер и экс-глава компании, управляющий директор и миноритарий «Реновы» Евгений Ольховик. Ольховик работает с Вексельбергом почти 25 лет, в интервью Forbes миллиардер называл его институтским другом.
Дмитрий Каменщик (состояние — $2,9 млрд, 2016 год)
Владелец аэропорта Домодедово. С февраля по июль 2016 года находился под домашним арестом по делу о теракте в принадлежащем ему аэропорту. На суде Каменщик заявлял: «Меня удерживает моя репутация, это дело моей жизни, и я никуда не побегу. Всю жизнь работая, я хорошо зарабатываю, и все, что я зарабатывал, я инвестировал в развитие этого предприятия».
Владимир Евтушенков (состояние — $2,4 млрд, 2016 год)
Владелец контрольного пакета АФК «Система». В 2014 году Евтушенков был обвинен в незаконном приобретении акций «Башнефти». Акции были возвращены государству. С сентября по декабрь 2014 года находился под домашним арестом. В январе 2016 года уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. В интервью РБК в июле 2014 года Владимир Евтушенков говорил: «Башнефть» стала жертвой рейдерской атаки».
Сергей Пугачев
Бывший владелец Межпромбанка. Обвиняется в преднамеренном банкротстве Межпромбанка. Сергей Пугачев в ответ на обвинения заявлял: «Я считаю эти обвинения бездоказательными. Они основаны на показаниях директора банка, и давал он эти показания, находясь в тюрьме». В 2015 году Сергей Пугачев сам подал в Третейский суд Гааги иск к России на $10 млрд, утверждая, что российские власти незаконно экспроприировали его активы — судостроительные верфи, угольное месторождение и другие.
Андрей Бородин (состояние — $800 млн, 2016 год)
Бородин владел миноритарной долей в муниципальном Банке Москвы, который возглавлял с 1995 по 2011 год. Объявлен в международный розыск по делу о мошенничестве в особо крупных размерах. Сам Бородин заявлял: «Осуществляемое в России преследование против меня и моих коллег политически мотивированно. За этим стоят интересы политиков, включая бывшего президента Дмитрия Медведева, который и является главным инициатором всех этих преследований и гонений».
Глеб Фетисов (состояние — $1,2 млрд, 2016 год)
Бывший владелец «Моего банка». В феврале 2014 года Фетисов был задержан по подозрению в мошенничестве в рамках расследования уголовного дела о банкротстве ООО «Мой банк». Фетисов продал «Мой банк» в декабре 2013 года. В январе 2014 года у банка была отозвана лицензия. С февраля 2014 по август 2015 года содержался в СИЗО. В августе 2015 года президиум Мосгорсуда вынес постановление освободить Фетисова из-под стражи до рассмотрения в суде по существу. После задержания Фетисов заявил: «Я полностью не согласен с обвинением. Обращаю внимание на то, что меня задержали по прилету. Я никуда не собираюсь улетать. По его словам, он «всегда был добросовестным инвестором» и вкладывал средства, «когда это было нужно».
В колонке Forbes в июле 2016 года Глеб Фетисов, рассуждая об уголовном преследовании бизнесменов, писал: «Уже сам факт покупки банка приравнивается к мелкому хулиганству... Игра слов оборачивается суровой реальностью — посадками в СИЗО и отъемом собственности».
Олег Шишов
Основной владелец и директор НПО «Мостовик». Задержан в ноябре 2014 года. В марте 2016 года приговорен к трем годам колонии общего режима по обвинению в растрате средств при строительстве океанариума на острове Русском. В настоящее время суд рассматривает дело, в котором Шишов обвиняется в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В апреле 2014 Олег Шишов заявил о подаче заявления о банкротстве НПО «Мостовик»: «Заявление о банкротстве — это не шаг к ликвидации, а шаг к защите».