России нужен новый рост: главные заявления на форуме «Россия зовет!»
12 октября в Москве проходит VIII инвестиционный форум «ВТБ Капитала» «Россия зовет!». В ходе нескольких панельных сессий участники обсудили инфляцию, снижение издержек, бюджетную политику, а президент Владимир Путин рассказал об отношениях с США, Францией и своем отношении к санкциям. Путин также ответил на вопрос, почему власти решили продать «Башнефть» «Роснефти». По словам президента, России необходимо добиваться качественно нового роста экономики. Самые яркие цитаты участников форума — в обзоре РБК.
О чем говорили участники форума, читайте также в репортаже РБК.
Президент Владимир Путин
О стратегической задаче России: «Сегодня России необходимо добиваться качественно нового роста экономики, поддержать конкретные инициативы, нацеленные на создание дополнительных рабочих мест, на использование новых технологий и кардинальное повышение производительности труда».
О российском вето на резолюцию Франции по Сирии в ООН: «Вся вина за ситуацию возлагалась на официальные сирийские власти, и вообще ничего не говорилось об оппозиции. Что произошло дальше — глава МИД Франции улетел из Москвы в Вашингтон, на следующий день они вышли с [госсекретарем] Джоном Керри, обвинили Россию во всех смертных грехах и вбросили резолюцию. С Россией никто ничего не стал обсуждать».
О нападении на гумконвой в Алеппо: «Мы-то знаем, кто нанес удар по этой гуманитарной колонне. Это одна из террористических организаций».
Об ухудшении отношений России с США: «Мы тоже озабочены ухудшением российско-американских отношений, но это не наш выбор, мы к этому никогда не стремились. Наоборот, мы хотим иметь отношения дружеские с такой великой страной, как США, ведущей экономикой мира».
О влиянии санкций против России: «Мы часто повторяем, как мантру, что так называемые пресловутые санкции на нас не очень-то и влияют. Влияют. И прежде всего угрозу я вижу в ограничении передачи технологий».
О решении продать «Башнефть» «Роснефти»: «Вы знаете, может, вам покажется странным, я сам был немного удивлен такой позицией правительства. Но это действительно позиция правительства Российской Федерации, прежде всего его финансово-экономического блока»
Министр финансов Антон Силуанов
О приватизации: «Пока у нас нет больших объемов, больших планов по приватизации. Я думаю, что вместе с коллегами из Министерства экономического развития при очередных бюджетных циклах мы этот вопрос обязательно будем затрагивать, потому что если в этом году мы надеемся продать большие пакеты, то в следующем пока у нас планы достаточно скромные».
О бюджетной политике: «Возьмем инфляцию, снижение инфляции с 17,6% в период кризиса до 5,7–5,8% в этом году, которые мы ожидаем. За счет чего? За счет того, что провели вовремя бюджетную консолидацию в 2016 году, не раздули расходы, не увеличили количество денег в обращении, не увеличили в этой ситуации безработицу… Да, это было сложно, да, это привело к сокращению реальных доходов, но в конечном счете нужно было пережить этот сложный период, и сейчас мы начнем двигаться вперед».
О ценах на нефть: «Вот, спрашивают: что будет, если цены на нефть будут выше? Мне кажется, было бы ошибкой идти по старой дорожке: когда цены растут — расслабляешься, расходы увеличиваешь»
Министр экономического развития Алексей Улюкаев
О приватизации: «Я не вполне соглашусь с моим коллегой (Силуановым. — РБК) в том, что мы собираемся снижать приватизационную активность, все-таки это не совсем так. У нас немало хороших активов в запасе, часть из них входит в план приватизации, это касается и «Совкомфлота», и нашего портового хозяйства».
О пенсионной реформе: «Что касается пенсионной реформы, я здесь вижу две плоскости. Есть плоскость, связанная с балансировкой бюджета, это трансферт Пенсионному фонду… Но это не главное. Есть еще такие вещи, как трудовой баланс. К сожалению, мы живем в условиях ухудшающейся демографической ситуации, старения населения. Здесь должны быть предприняты меры по увеличению активной трудовой деятельности».
О привлекательности России для иностранных инвесторов: «Есть по меньшей мере три причины, чтобы инвестировать в Россию. Во-первых, очень низкие цены на российские активы. <...> Все компании, которые в силу разных причин… не имеют возможности эффективно экспортировать товары в Россию, готовы инвестировать в производство аналогов для того, чтобы использовать емкость российского рынка. Третья — это набор тех проектов, которые являются приоритетными, которые находят поддержку, гарантийную поддержку».
Об инвестиционной активности: «Лишь вторая половина 2017 года, по нашим ожиданиям, — это начало инвестиционной активности. Этому есть несколько причин. Это причины и ресурсные, но прежде всего, конечно, это причины отсутствия прозрачности для инвесторов ближайшего экономического будущего».
О доходах от приватизации: «Это дискуссионно, но я думаю, что порядка 200–300 млрд (руб. — РБК) в год — это вполне реалистичные цифры»
Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина
О темпах роста потребления: «Потребление должно расти темпами, которые не ведут к повышению инфляции, не создают пузырей».
О бюджетной политике: «Мы от плавающего курса не собираемся отказываться, но тем не менее понимаем, что во многом конкурентоспособность… диверсифицированной экономики зависит от реального курса. Мое мнение, что должно быть фискальное правило, которое в том числе позволит сдерживать укрепление реального курса рубля. А это значит, что бюджетная политика должна снизить зависимость расходов, доходов от конъюнктурных доходов от нефти».
О ключевой ставке ЦБ: «На наш взгляд, наши расчеты показывают, что равновесный уровень реальных ставок в экономике может составлять от 2,5 до 3%. Но когда мы придем к устойчивой инфляции 4%, не к одноразовой, а устойчивой, тогда ключевая ставка может быть как раз на уровне 6–7%, но пока мы этого не достигли, мы будем поддерживать чуть более высокие положительные ставки для того, чтобы обеспечить траекторию снижения инфляции».
О стабильности банковской системы: «Банковская система в целом стабильна после достаточно тяжелых двух лет жизни в тяжелых условиях. Прибыльность банковского сектора приближается к тому, что мы имели до 2014 года. Эта прибыль дает возможность повышать капитал»
Председатель правления банка ВТБ Андрей Костин
О геополитической обстановке: «Форум проходит в непростой геополитической обстановке. На Западе говорят много несправедливых слов».
Об ошибках предыдущего руководства ЦБ при создании системы гарантирования вкладов: «Сегодня и ЦБ, и все общество за это расплачиваются. Должны «чиститься» многие банки, которые банками по сути не являются. В итоге регулятору делать свою надзорную работу сложно, потому что он должен выступать в роли некоего следственного органа»