Стремление к роскоши: как составить портфель альтернативных инвестиций
В какие активы инвестируют миллионеры в 2016 году и можно ли взять с них пример, не располагая астрономической суммой на банковском счете?
В 2016 году интерес к альтернативным инвестициям резко вырос, в том числе из-за низких процентных ставок в Европе и США, пишет агентство Reuters. Крупные частные инвесторы больше не хотят иметь дело с низкими доходностями и нестабильными рынками акций. Зато они не против вложить деньги во что-то осязаемое вроде автомобиля Ferrari 335 Scaglietti S, бриллианты или вино, поясняет Reuters.
По данным исследования Knight Frank, посвященного инвестициям людей с состоянием выше $30 млн, в период с марта 2015 года по март 2016 года самыми популярными активами для инвестиций оказались раритетные автомобили, вина, предметы искусства, редкие коллекционные монеты и цветные бриллианты. По оценкам Knight Frank, за последние десять лет эти активы показали доходность от 136 до 490%. Индекс S&P 500 за это же время вырос на 64%.
РБК изучил динамику самых популярных альтернативных инвестиций и выяснил, могут ли на них заработать инвесторы, не располагающие миллионами долларов.
Искусство
Согласно данным Knight Frank, за последние десять лет доходность инвестиций в предметы искусства, совершенных профессиональными управляющими, составила 226%. При этом большая часть бурного роста пришлась на начало нулевых: с 2011 года цены выросли лишь на 28%. Авторитетный индекс Mei Moses World All Art, который рассчитывается ежегодно на основе стоимости арт-объектов, проданных более чем один раз на аукционах Sothbey’s и Christie’s, в 2015 году снизился на 3,1%. Как отмечается в совместном исследовании компаний Deloitte и ArtTactic, арт-индикатор демонстрирует негативную динамику четыре год подряд. Индекс упал на 3,8% в 2012 году, на 1,3% в 2013 году и на 2,7% в 2014 году. За последние пять лет он принес инвестору доходность, близкую к нулю, — всего 0,62%.
Исследование Deloitte доказывает, что приток капитала в рынок искусства постепенно замедляется на фоне ухудшения экономической ситуации в мире. Опрос крупнейших участников индустрии управления благосостоянием (wealth management) показал, что в ближайшие два-три года только 10% из них планируют рекомендовать состоятельным клиентам вкладываться в искусство. В 2014 году доля управляющих, готовых работать с такими активами, составляла 20%, а в 2013 году — 30%.
Тем не менее в отдельных сегментах арт-рынка дела все еще обстоят неплохо. Индекс World Post-War And Contemporary (PWC-W), отслеживающий стоимость предметов современного искусства, вырос в 2015 году на 4,1%. Средняя годовая доходность этого индекса за 20 лет составила 10,71%.
Гендиректор ЗАО «КапиталЪ Управление активами» Андрей Гриценко, который сам активно инвестирует в предметы искусства, считает, что при выборе актива на арт-рынке не следует ориентироваться на общую динамику отрасли. Это все равно что измерять среднюю температуру по больнице, говорит он. Стоимость предметов искусства зависит от веяния моды, и на отдельные направления в живописи или работы определенного мастера спрос будет сохраняться даже во время спада на рынке. «Сейчас, например, растут в цене импрессионисты, в том числе русские», — отметил финансист. По словам Гриценко, правильно выбранная картина может приносить инвестору доходность в «несколько десятков» процентов в год.
У инвестора, впрочем, есть альтернативный способ инвестировать в искусство — вложиться в специальный фонд, покупающий арт-объекты, и получить свою долю в активе, соразмерную вкладу. Такую возможность предоставляют, к примеру, фонды, входящие в состав компании The Art Fund Association. Правда, коллективные инвестиции в искусство пока еще развиты слабо. Так, в 2015 году Deloitte оценил объем этого рынка всего в $1,2 млрд, и это меньше, чем в 2014 году ($1,27) и 2013 году ($1,46 млрд). В России эта индустрия и вовсе отсутствует как класс, говорит Гриценко.
Вино
Knight Frank оценила доходность инвестиций в вино за последние десять лет в 241%. Как и в случае с предметами искусства, с 2011 года рост стоимости этих активов существенно замедлился. За пять лет они подорожали только на 32%. Индекс Liv-ex Fine Wine Investables, который отслеживает цены на 200 красных вин бордо от 24 ведущих производителей, просел за этот период на 22%. Впрочем, с начала года он вырос на 14%, в два раза обогнав S&P500 (6,9%).
Директор компании Fine Wine Experts Ltd. Владимир Мельников говорит, что цены на вино слабо коррелируют с другими активами и в меньшей степени страдают от замедления глобальной экономики. Он прогнозирует, что в ближайшие несколько лет доходность инвестиций в вино составит 10–12% годовых.
Частные инвесторы могут инвестировать в вино с помощью фондов. Коллективные инвестиции в вино пользуются особой популярностью в Великобритании: в них участвуют даже пенсионные фонды, говорит Мельников. Среди ключевых игроков этого рынка — винные инвестфонды Waterkmark Fine Wine, Fine Wine Fund и Wine Source Fund.
Раритетные автомобили
По оценкам Knight Frank, за десять лет инвестиции в раритетные машины принесли своим владельцам доходность в 490%. За последние пять лет они подорожали на 162%. Индикатор HAGI Top Index, включающий в себя цены на самые известные коллекционные автомобили, и вовсе вырос за последнее десятилетие более чем на 500%.
Прошлый год выдался особенно удачным для сверхдорогих коллекционных машин. В исследовании Knight Frank отмечается, что в 2015 году на аукционах было продано восемь авто стоимостью более $10 млн. За всю историю аукционных торгов лишь 25 автомобилей ушло с молотка по такой цене.
Рекордсменами прошлого года стали коллекционная модель Porsche, проданная за $10,1 млн, McLaren ($13,75 млн) и Jaguar's C-Type Works Lightweight ($13,2 млн).
Директор компании по управлению благосостоянием Alfa Capital Wealth Андрей Бабиян, впрочем, говорит, что у мелких частных инвесторов вовсе нет возможности поучаствовать в росте цен на раритетные автомобили. «На биржах не торгуются финансовые инструменты, привязанные к индексам коллекционных машин», — подчеркнул он.
Монеты
Памятные и инвестиционные монеты из драгоценных металлов за последние десять лет выросли в цене на 230%, свидетельствует отчет Knight Frank. При этом за последние пять лет их стоимость поднялась на 92%, а за 2015 год — на 13%. Американский индекс Rare Coin Values Index, который включает в себя 87 редких монет США, за десять лет вырос на 390% (в 2015 году — на 7%). Британский English Coin 200 Index, в который входит 200 английских монет, за это же время обеспечил доходность в 194% в фунтах стерлингов (в 2015 году — 6,2%).
Генеральный директор «Альпари Голд» Леонид Матвеев отмечает, что стоимость инвестиционных монет привязана к динамике цен на драгоценные металлы, и это делает их реальной альтернативой слиткам и обезличенным металлическим счетам (ОМС). Основным недостатком инвестиционных монет считается большая разница между ценами покупки и продажи.
Частные инвесторы могут покупать их у банков или на внебиржевом рынке RTS Board, где торгуется более 200 выпусков инвестиционных и памятных монет — с делением по различным монетным дворам. Они включают в себя все инвестиционные монеты, эмитируемые российским ЦБ, а также американский «Буффало», канадский «Кленовый лист», австралийский «Кенгуру», южноафриканский «Крюгерранд» и австрийский «Филармоникер». В дальнейшем площадка планирует увеличить число торгуемых выпусков как минимум до 1,5 тыс., значительная часть которых будет приходиться на зарубежные монеты.
Редкие бриллианты
Среди перспективных объектов для инвестиций аналитики Knight Frank выделяют редкие цветные бриллианты. За десять лет их стоимость увеличилась на 136%, а за последние пять лет — на 38%. При этом, по данным исследовательской компании Fancy Color Research, больше всего подорожали розовые и голубые бриллианты. Индексы Fancy Pink Diamond и Fancy Blue Diamond, отслеживающие изменение цены на эти камни, за десять лет показали рост на 315 и 154%. Большие белые бриллианты в свою очередь последние пять лет растут в цене в среднем на 5% в год.
Директор экспортного отдела израильского производителя бриллиантов David Levy Polished Diamonds Даниил Кубский говорит, что цены на бриллианты редких цветов подвержены резким колебаниям. Если пять лет назад крупный голубой бриллиант размером около десяти каратов продавался по цене около $1,5 млн за карат, то в 2015 году — уже по $4 млн за карат. В целом динамика стоимости бриллиантов отличается большей стабильностью по сравнению с драгоценными металлами, уверяет Кубский.
По словам управляющего директора инвестиционного фонда Sciens Diamond Management BV Филиппа Болдуина, богатые клиенты воспринимают цветные бриллианты исключительно как защитный актив. «Это инструмент хеджирования против инфляции, валютных рисков, рыночных колебаний и политической нестабильности», — подчеркивает он.
Покупка бриллиантов редких цветов действительно по плечу только очень богатому инвестору. Их стоимость может достигать нескольких миллионов долларов за карат. Так, в ноябре прошлого года на аукционе Sotheby’s в Женеве голубой бриллиант весом 12,03 карата был продан за $48,4 млн — это мировой рекорд для драгоценных камней, когда-либо ушедших с молотка в аукционных домах.
Частные инвесторы, желающие инвестировать в драгоценные камни, могут сделать это, купив акции производителей бриллиантов — например, Rio Tinto, который владеет одним из крупнейших месторождений редких драгоценных камней Аргайл (Австралия). Также есть возможность вложиться в биржевой инвестиционный фонд PureFunds ISE Diamond/Gemstone ETF, который включает в себя акции десяти крупнейших производителей бриллиантов и ювелирных украшений. Фондов, инвестирующих непосредственно в камни, нет.