В поисках вдохновения: как предприниматели находят идеи для бизнеса
По различным социологическим опросам и исследованиям, свое дело хотели бы открыть от 23% до 39% россиян, но собираются сделать это в ближайшие три года менее 3% граждан. Поисковая система «Яндекс» фиксирует ежемесячно около 186 тыс. запросов «идеи для бизнеса» от своих пользователей. Большинство опрошенных РБК предпринимателей говорит, что идею для бизнеса им подсказала сама жизнь (реже — мечта), но предупреждают, что не каждая такая идея превращается в успешный бизнес.
«Человеку, чтобы забронировать лодку, нужно пройти семь кругов ада»
Сергей Медведев, создатель сервиса по сдаче в аренду яхт Anchor.Travel
В 2013 году я работал замдиректора по развитию в издательстве настольных игр Hobby World, когда во время неудачного отпуска в Альпах сломал руку и вынужден был всю неделю провести в номере. Именно тогда меня посетила мысль, что лучше было бы поплавать на яхте. Но как яхтсмен-любитель я хорошо знаю, как построен процесс бронирования лодок: снять в течение дня, как номер в гостинице, яхту невозможно.
Рынок яхтенного чартера застрял в начале 2000-х: чартерные компании едва ли не вручную собирают данные о своем флоте, передают эти данные агрегаторам, которые собирают их в базы и передают турагентствам. Поэтому человеку, чтобы забронировать лодку, нужно пройти семь кругов ада в виде всевозможных переписок и звонков. При этом количество лодок очень большое: многие из них используются недели две-три в году, а все остальное время стоят на приколе и отнимают деньги у владельцев (обслуживание и швартовка дорого стоят).
В Anchor.Travel мы решили эту цепочку разорвать и сократить количество посредников, сделав удобный сервис, который позволяет людям в режиме онлайн выбрать яхту и сразу понять, когда он ее может забронировать и что вместе с ней получить, например услуги капитана, дайвинговое оборудование и пр. На разработку сервиса из-за экономических проблем ушло 2,5 года, но в начале 2015 года мы запустились. Сейчас мы работаем и с чартерными компаниями, и непосредственно с владельцами яхт.
«Мы сами были заядлыми настольщиками, и у нас постоянно возникали идеи, как улучшить игры»
Вячеслав Дрогайцев, сооснователь компании Games Corporation, специализирующейся на создании и производстве настольных игр
Свой первый бизнес я открыл в 2005 году, на третьем курсе МАИ. Это был интернет-магазин по продаже автоакустики. Колонки, сабвуферы, усилители тогда были очень модным товаром среди студентов, которые любили «прокачивать» свои «девятки». Менять мир не входило в наши с друзьями планы, мы просто поняли, что это востребовано, на этом можно заработать. Деньги студенту нужны всегда, и этот бизнес мы воспринимали как источник для карманных расходов.
В компании было целых пять учредителей (сейчас я понимаю, что это было ошибкой), и через полтора года наши взгляды разошлись настолько, что мы поделили бизнес. На тот момент у нас уже было три интернет-магазина: по продаже автоакустики, мелкой бытовой техники, музыкального и DJ-оборудования. Я оставил за собой музыкальный магазин. Но через два года на этот рынок пришли монстры, которые вытеснили такие маленькие магазинчики, как мой. Проработав год с небольшим в компании по производству немецких велосипедов (запускал для них интернет-магазин и розницу), я заразился идеей создать что-то по-настоящему свое.
Перебирая с партнером идеи, мы не первый час сидели в кафе. Через открытое окно я увидел витрину магазина настольных игр и подумал: а почему нет? Мы сами были заядлыми настольщиками, и в процессе у нас постоянно возникали идеи, как ту или иную игру улучшить. Большинство компаний на этом рынке либо покупали лицензии у иностранных издательств и адаптировали игру в России, либо за роялти выкупали права на игру у отечественных авторов. Мы же хотели придумывать оригинальные концепции для игр и самостоятельно заниматься их производством. Так в конце 2013 года появилась Games Corporation.
Сейчас на нашем счету две игры — «Мухобойка» и «Хугермугер», а уже этой осенью выйдет третья игра. Мы сосредоточились на семейных играх в ценовом диапазоне 300–1500 руб., а игровое сообщество гиков восприняло нас с прохладцей. Тем не менее второй продукт, «Хугермугер», продается на ура. За год существования мы реализовали почти 10 тыс. экземпляров. Такой внушительный объем продаж нам обеспечило сотрудничество с крупными офлайн- и интернет-магазинами: «Детский мир», «Экспедиция», «1С интерес», «Республика».
«Я хотела работать на мировом уровне, не ниже»
Анна Цфасман, основательница сети кофеен «Дабл Би»
До открытия своей первой кофейни я пять лет работала гендиректором сети «Кофеин». Ушла, потому что разошлась во взглядах с владельцами на ведение кофейного бизнеса. На тот момент в «Кофеине» было уже 36 точек, сеть была влиятельной и узнаваемой. Владельцы решили, что можно начать экономить на качестве кофе — делать его по-прежнему хорошим, но не лучшим в Москве, как задумывалось изначально. А я хотела работать, без преувеличения, на мировом уровне, не ниже.
Встал выбор: идти по найму в другую крупную сеть или открывать что-то свое. У меня была наработанная сеть контактов — поставщиков. Они с радостью продолжили работать со мной в рамках моей новой компании, потому что люди работают с людьми, а не с компаниями.
Несмотря на то, что рынок кофеен в России развит слабо, конкурентов у нас было достаточно. Мы разработали свою концепцию: продаем только кофе, и больше ничего. Никаких круассанов, чизкейков, салатов. Сосредотачиваемся на одном продукте, бросая все силы на улучшение его качества.
Первая кофейня открылась в мае 2013 года в Москве. Мы сразу решили, что будем развивать франшизный пакет и работать по партнерским договорам — курировать много точек одновременно нереально. Общепит требует постоянного присутствия хозяина, иначе качество пойдет прахом. Я уверена, что наемный сотрудник никогда не будет работать так эффективно, как человек, вложивший в проект собственные средства и, естественно, желающий их отбить. Сейчас из 28 кофеен у нас восемь собственных точек: в Москве — 19 кафе, остальные — в регионах, есть одна кофейня в Праге.
«Я решил занять свободную нишу»
Максим Перцовский, основатель компании Getsy (интерактивный музейный гид, основанный на системе iBeacon)
После окончания института я уехал в Англию, прошел бизнес-курсы в лондонском колледже, вернулся. Судорожно думал, чем заняться. По специальности (я окончил Московский автодорожный институт) работать не тянуло. Мы с друзьями решили запустить аналог западного проекта Skillshare, с помощью которого можно делиться своими знаниями и умениями — вести мастер-классы по лепке, азам анимации, леттерингу [умение писать различными шрифтами от руки], читать лекции по маркетингу и т.д.
Три месяца мы промучились с этой идеей и бросили: поняли, что в России подобное не взлетит. Потом запустили программу лояльности: мобильное приложение, которое позволяло получать скидки от наших партнеров (кафе, рестораны, книжные магазины) взамен check-in в их заведениях. После полугода работы с ней поняли, что идея работает, но прибыли не приносит: инвестиции $300 тыс. окупить не удалось.
Поиски новых идей привели меня на закрытую презентацию седьмой версии iOS. Среди прочего на сессии для разработчиков говорили о системе Bluetooth low energy (Bluetooth с низким энергопотреблением). С ее помощью можно было связывать смартфоны с небольшими гаджетами — биконами, по-русски — маячками. Особым образом запрограммированный маячок позволял передавать информацию на смартфон в зависимости от того, где находится его владелец. Дальше по классической схеме: в России проектов с биконами не было, я решил занять свободную нишу.
Главное, что дает система iBeacon («маячок+смартфон»), — навигация в закрытом помещении и привязка к локации. На основе этого мы в партнерстве с программой «MasterCard Бесценные города» запустили интерактивный гид в Мультимедиа Арт Музее: маячки устанавливаются в залах и постоянно транслируют bluetooth-сигнал, который на расстоянии нескольких метров ловит смартфон. Чтобы воспользоваться гидом, нужно включить Bluetooth и открыть приложение музея. На экране появятся текстовое описание выставки, рядом с которой находится человек, и изображение главного ее экспоната. Перемещаясь по залу, смартфон будет ловить новые сигналы маячков и передавать посетителю информацию о новых экспонатах.
«Нам надоело наматывать круги в поисках свободного места для парковки»
Евгений Либерманн (на фото слева), сооснователь разработчика мобильного приложения ParkApp
Я переехал в Москву в 2011 году из Екатеринбурга и некоторое время занимался робототехникой и искусственным интеллектом. Два года спустя ко мне перебрался мой друг Михаил Щеглов. Как многие предприниматели, мы часто встречались с инвесторами и партнерами в столичных кофейнях и постоянно сталкивались с проблемой парковки. Как-то весной 2014 года мы решили выпить кофе, но в этот раз, вместо того чтобы наматывать круги в поисках свободного места для парковки возле кофейни, решили просто дождаться, пока кто-нибудь из водителей рядом уедет.
И мы подумали: почему бы не превратить эту единичную случайность в систему? Почему бы не позволить водителям обмениваться этой информацией друг с другом на постоянной основе в фоновом режиме, не требуя от водителя ручного ввода информации? Согласно исследованию IBM Global Parking Survey, в мегаполисе средний водитель, по статистике, тратит 25–30 минут в день только на поиск парковочного места, а 30% дорожного трафика составляют водители, которые ищут парковку.
Мы разработали мобильное приложение ParkApp, с помощью которого можно в реальном времени видеть занятые, освобождающиеся и свободные места на парковках мегаполиса, а также находить бесплатные парковки в центре города, где подавляющее большинство улиц платные. Помимо этого приложение предупреждает водителя на конкретных улицах о патрулирующих эвакуаторах. Сегодня в ParkApp около 50 тыс. пользователей по всему миру, в том числе 36 тыс. — в Москве. Стартап привлек инвестиции от ФРИИ и от бизнес-ангела.
«Я мечтал начать производство собственных гаджетов»
Сергей Дулин, основатель компании по производству носимой электроники Teslawatch
После окончания университета в Санкт-Петербурге я много лет работал в сфере торговли, но мысль о своем деле не давала покоя. Я давно мечтал начать производство своих собственных гаджетов, однако производство смартфонов было очень затратным мероприятием, и рынок был уже наполнен. Поэтому последние три года следил за развитием рынка носимой электроники.
Два года назад я искал фитнес-трекер. Попробовав модели, которые были представлены на рынке, я понял, что устройство это нужное, но не все браслеты удовлетворяли в плане функциональности, надежности, дизайна. Среди жителей Европы и США обеспеченность умными браслетами достигает 20%, и этот процент постоянно растет. Тогда, в середине 2014 года, я решил собрать команду, готовую создать продукт, ориентированный на российского потребителя, а главное — доступный по цене и не уступающий по своим качествам ведущим зарубежным аналогам.
Teslawatch — российская разработка, которую мы выпускаем вместе с китайскими партнерами (тоже стартап). Организация производственной линии — довольно затратное мероприятие, оно требует серьезных вложений. Вместе с коллегами из Китая отладить процесс удалось намного быстрее и с меньшими расходами с нашей стороны.
Сегодня Teslawatch занимается разработкой и реализацией носимой электроники — умных браслетов, умных часов, умных весов и аксессуаров. Мы уже выпустили на рынок свой первый продукт — умный браслет Teslawatch T-band. Он оснащен датчиками, позволяющими определить, какое расстояние человек прошел, сколько калорий потратил, как и сколько спал. Продано более 2500 штук.
«Людям нравится заботливый и эмоциональный помощник»
Михаил Гладченко, создатель сервиса «Виртуальный помощник» Tendy
Идея своего дела родилась у нас в мастерской Yandex Tolstoy Startup Camp, где я познакомился с программистом и менеджером проектов из Новосибирска Александром Лапшиным. Первоначальной задумкой был «умный будильник», который будит человека вовремя в зависимости от состояния на дорогах и погодных условий. Проект назвали inTime, у нас образовалась команда из шести человек. Но слишком большое количество мнений не давало двигаться вперед. Организаторы мастерской выдвинули жесткие требования, нам пришлось оптимизироваться, и нас осталось трое.
Чтобы понять, как правильно построить наш продукт, мы решили сделать простой консьерж-сервис, который руками проводил бы людей в течение дня по их делам и задачам. Мы узнавали у человека его планы на день и затем напоминали ему обо всем путем смс. Первый же человек, которому мы написали утреннее сообщение, отреагировал на него очень неожиданно: сделал скриншот и повесил его в Facebook, после чего выстроилась целая очередь из людей, которые тоже захотели получить себе виртуального помощника. И эта очередь постоянно растет. Оказалось, вся уникальность в том, каким было это сообщение: оно было написано в добром и заботливом тоне со смайликами. Человеку понравилось не просто сухое напоминание, а отношение, то, что о нем кто-то заботится и мило с ним общается.
Тогда нам стало ясно, что мы — заботливый и эмоциональный помощник. Проект был переименован в Tendy: от английских слов tender («нежный») и handy («заботливый»). Продолжая общаться с людьми, мы начали собирать паттерны пользовательского поведения и стали понимать, что и каким образом можно автоматизировать. После работы в тестовом режиме в июне 2015 года мы начали давать доступ к Tendy людям из очереди.
«Важно то, что происходит здесь и сейчас»
Владимир Зимогоров, основатель приложения с локальными новостями Meanwhile
Идея предоставлять пользователям смартфонов локальную информацию возникла из наблюдения: мы с утра до вечера потребляем новости, которые на нас никак не влияют и не имеют к нам отношения, — соцсети, чужие фотографии, глобальные новости. Санкции ЕС и курс рубля не так важны для людей, как информация о том, сколько стоит бизнес-ланч в любимом кафе или когда в доме дадут горячую воду. Но ни одного ресурса, где были бы оперативные локальные новости, не существует. Так родилась идея создать Meanwhile — мобильное приложение, которое дает пользователю информацию исключительно исходя из его местоположения. Задача Meanwhile — дать пользователю возможность быть в курсе всего, что происходит рядом в данный момент. Учитывая, что потенциал рынка локальной мобильной рекламы оценивается в несколько десятков миллиардов долларов, мы поняли, что сервис может стать популярным среди малого и среднего бизнеса. Например, человек открывает мини-кофейню с кофе на вынос и ему надо быстро привлечь местную аудиторию, или в магазине появилась скидка и надо оповестить местных жителей. На них и рассчитан Meanwhile. Публикация любых материалов у нас бесплатная, платные (200 руб.) — только push-уведомления, которые приходят пользователям на мобильный телефон. Обычные пользователи могут размещать частные объявления формата «сдам квартиру/кому отдать пианино/потерялась кошка или собака» и т.д.