От «во всем виноват» до единорога: как строилась карьера Анатолия Чубайса
В марте 1990 года на местных выборах в Ленинграде демократический блок одержал победу над коммунистами. Депутаты Ленсовета обратились к молодому экономисту, организатору и руководителю ленинградского клуба «Перестройка» Анатолию Чубайсу с просьбой стать зампреда исполкома и руководителем комиссии по экономической реформе.
«Это был очень интересный период в моей жизни. <...> основные усилия мои были направлены на создание в Ленинграде свободной экономической зоны. Идею выдвинул Анатолий Собчак, председатель Ленсовета. Я к ней на первых порах относился скептически, но потом жизнь нас поставила перед фактом: 1990 год, экономика развалена, полный коллапс товаропотоков, магазины пустые, очереди дикие. Надо было что-то делать. <...> к идее создания зоны я в конце концов склонился и стал ею заниматься всерьез», — рассказывал Чубайс в книге «Приватизация по-российски». Однако из-за отсутствия реальных шагов прорывной по тем временам идее не суждено было реализоваться. После назначения Собчака мэром его отношения с Чубайсом изменились и последнего «вежливо отстранили», оставив главным экономическим советником и президентом международного центра социально-экономических исследований. Чубайс говорил, что его «потеснили, оставив символическую должность экономического советника»
В карьере Чубайса немалую роль сыграло назначение премьер-министром Егора Гайдара: с ним Чубайс был знаком еще с 1980-х годов, периода привлечения экономистов из Ленинграда к работе комиссии Политбюро по совершенствованию управления народным хозяйством. В 1991 году Чубайс возглавил Госкомимущество, а в 1992 году стал вице-премьером. Он вошел в историю России, как человек, который провел масштабную приватизацию. Изначально была разработана идея открытия именных приватизационных счетов, но Чубайс предложил ваучерную приватизацию.
Президент Борис Ельцин 14 августа 1992 года подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ», назвав чек «билетом в свободную экономику для каждого из нас». Всего было выпущено 140 млн ваучеров на 1,4 трлн руб., их можно было продавать, дарить, обменивать, завещать, вкладывать в паевые и чековые инвестиционные фонды. Основной целью должно было стать формирование слоя предпринимателей и помощь развалившейся экономике. Чубайса критикуют за то, что массовая приватизация привела к покупке предприятий красными директорами и их людьми. 30 июня 1994 года ваучерная приватизация была завершена. Чубайс заявлял, что государственной власти приходилось «выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом». «Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили», — объяснял Анатолий Чубайс
Чубайс занял пост вице-премьера еще в самом первом правительстве России — когда председателем кабинета министров был сам Борис Ельцин. Сохранил он свой пост и в правительстве Виктора Черномырдина. В ноябре 1994 года он стал уже первым вице-премьером — куратором финансово-экономического блока. На тот момент в правительстве уже был один первый замглавы кабмина — близкий к влиятельному руководителю службы безопасности президента Александру Коржакову Олег Сосковец.
Тогда же Чубайс возглавил Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Ее анонсированная функция — сделать рынок источником капиталовложений в российскую промышленность в условиях сокращения бюджетных инвестиций. С именем Чубайса, как писал «Коммерсантъ Власть», за единственный его полный год в должности был связан «феномен реабилитации государства в глазах российского бизнеса и мыслящей части общества». Правительство ввело валютный коридор для рубля (4300–4900 неденоминированных рублей за доллар) и взяло под контроль инфляцию (с начала года месячная инфляция снизилась с 17,8 до 3,2%)
В тот период Чубайсу приходилось и «работать в полях». В интервью «Эху Москвы» он вспоминал, что одной из главных задач на момент его назначения первым вице-премьером было «остановить забастовки». С этой задачей связана, по словам Чубайса, одна из самых драматических историй в его жизни, когда ему пришлось поехать на одну из бастующих шахт и там — «ползти в черной пыли» по штреку, а потом выступать в актовом зале перед несколькими сотнями шахтеров. «Значит так, разговор простой и ясный. У вас 26 требований. Поехали по каждому. Требование № 1 не выполним никогда ни при каких условиях. Забыли о нем. Не обсуждаем. Два — не выполним никогда. Никто этого не сделает. Три — кто пообещает, что выполнит, соврет. Этого не будет. Четыре — выполним полностью, на 100% в течение пяти суток. Пять — выполним тогда-то, шесть — тогда-то, семь — не выполним, восемь… Точка, — вспоминал свою риторику Чубайс. — В таком режиме с ними можно разговаривать, но тогда ты должен отвечать за базар».
Работать первым вице-премьером Чубайсу пришлось сравнительно недолго — он был отправлен в отставку в январе 1996 года, вскоре после провальных для провластного общественно-политического движения «Наш Дом — Россия» парламентских выборов (НДР тогда набрало только 10% голосов, а «Демократический выбор России», в котором состоял Чубайс, и вовсе менее 4%). Причину Борис Ельцин увидел в промахах в экономической политике, которую курировал первый вице-премьер. В книге «Президентский марафон», которая вышла в 2000 году, Ельцин характеризует эту отставку уже несколько по-другому: «Чубайс <…> был с треском уволен из правительства, в очередной раз группа Коржакова — Сосковца сумела меня с ним поссорить»
В 1996 году Чубайс возглавил избирательный штаб Бориса Ельцина на президентских выборах. И если в начале года рейтинг главы государства составлял около 4%, то к июню удалось не только сократить отставание от считавшегося фаворитом гонки Геннадия Зюганова, но и одержать в итоге победу во втором туре. Чубайс позже рассказывал, что идея его привлечения к кампании принадлежала дочери президента Татьяне Дьяченко.
Одним из основных моментов кампании стал инцидент с задержанием 19 июня 1996 года (спустя три дня после первого тура) возле Белого дома заместителей Чубайса Аркадия Евстафьева и Сергея Лисовского, выносивших из дома правительства коробку из-под ксерокса. В ней было $538 тыс., предназначенных на финансирование избирательной кампании. Чубайс объяснял это задержание попыткой возглавлявшего службу безопасности президента Александра Коржакова отстранить его команду. После этого Ельцин уволил Коржакова, Сосковца и главу ФСБ Михаила Барсукова
15 июля 1996 года Борис Ельцин первым указом после переизбрания на президентский пост назначил Чубайса главой своей администрации. Именно тогда в Москву стали переезжать чиновники из Санкт-Петербурга, лишившиеся власти в городе после поражения Анатолия Собчака на выборах мэра. Заместителем главы администрации президента стал бывший работник петербургской мэрии Алексей Кудрин, а в 1997 году своему преемнику Валентину Юмашеву Чубайс порекомендовал Владимира Путина, который после поражения на выборах некоторое время сидел без работы, а затем трудился в управлении делами президента. После этого Путин стал заместителем руководителя администрации — начальником Главного контрольного управления президента
В марте 1997-го Чубайса на посту главы президентской администрации меняет будущий президентский зять Валентин Юмашев. Сам Чубайс возвращается в правительство, где помимо кресла первого вице-премьера получает портфель министра финансов. «Чубайс рвался обратно в экономику, на посту главы администрации он работал хорошо, но всегда говорил: «Это не мое», — вспоминал Борис Ельцин. Вместе с Чубайсом на пост первого зампреда правительства был назначен нижегородский губернатор Борис Немцов. В период работы Чубайса Россия договорилась с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации долга, была повышена бюджетная дисциплина, разработан Налоговый кодекс. В 1997 году Чубайс получил престижную награду от журнала Euromoney как лучший министр финансов.
Во время второго прихода Чубайса в правительство разгорелся скандал вокруг приватизации «Связьинвеста» — крупнейшей телекоммуникационной компании страны. На компанию претендовали, с одной стороны, структуры Бориса Березовского, Владимира Гусинского и Альфа-банка (двое первых тогда владели крупнейшими российскими СМИ), с другой — Владимир Потанин и несколько иностранных инвесткомпаний и банков. Перед аукционом, как вспоминал впоследствии Чубайс в разговоре с Петром Авеном, Березовский пытался заранее договориться о победе, однако, как указывает Чубайс, в 1997 году он считал, что «хватит тактических уступок, нужно создавать прозрачные ясные правила, игра одинакова для всех». Через несколько месяцев после аукциона Чубайс убедил Ельцина уволить Березовского с должности замсекретаря Совета безопасности, а буквально через несколько дней после этого случилось так называемое дело писателей, или «книжное дело», — в СМИ появилась история о том, что за ненаписанную книгу об истории приватизации в России Чубайс и четверо его соратников (Альфред Кох, Петр Мостовой, Максим Бойко, Александр Казаков) получили гонорар по $90 тыс. Некоторые крупные СМИ, в частности ОРТ, преподносили случившееся как вероятную взятку. В результате скандала Чубайс лишился поста главы Минфина, а при смене Черномырдина на Сергея Кириенко в новый кабинет министров не попал. «Книжное дело» было той самой арбузной коркой, на которой поскользнулась команда молодых реформаторов», — констатировал впоследствии Ельцин
В РАО «ЕЭС России», созданное в результате приватизации региональных энергосистем, Анатолий Чубайс пришел буквально через пару недель после своего ухода из правительства. На тот момент перед компанией остро стояла проблема неплатежей — задолженность на начало 1998 года превышала 100 млрд руб., рассчитывались в основном не деньгами, а по бартеру (эту проблему к 2001 году удалось решить). В ходе реформы РАО «ЕЭС», которую курировал Чубайс, к генерирующим и сбытовым компаниями открыли доступ для частных инвестиций. Было проведено 18 IPO генерирующих компаний, в ходе которых привлекли около 1 трлн руб. После завершения реформы РАО «ЕЭС России» было ликвидировано — курировать энергетику стало Минэнерго
В 2008 году, вскоре после ликвидации РАО «ЕЭС России», Чубайс указом президента Дмитрия Медведева был назначен главой госкорпорации «Роснанотехнологии», которая впоследствии была преобразованa в АО «Роснано». На этот пост Чубайс пришел вместо Леонида Меламеда, с которым работал в РАО «ЕЭС».
Целью «Роснано» обозначено «завоевание Россией лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции». В годовом отчете «Роснано» за 2019 год говорится, что за все время своей деятельности компания осуществила выходы из 54 проектов со средним показателем доходности 15,5%, общие поступления от инвестиций составили 90,8 млрд руб. В марте 2019 года «Роснано» отчиталось о появлении в ее портфеле первого «единорога» (компании, оценка которой составляет от $1 млрд) — новосибирской компании — производителе графеновых нанотрубок OCSiAl.
Оценка в $1 млрд сформировалась в результате сделки на $5 млн — за такую сумму 0,5% в компании купила A&NN Александра Мамута.
«Конечно, провалов у нас было много, в том числе хорошо известный — наберите в интернете «планшет Чубайса», — вспоминал топ-менеджер (речь идет об электронном ридере Plastic Logic, который в 2011 году Чубайс показал Владимиру Путину и который со временем планировалось заменить традиционные школьные учебники). Тяжелейшим провалом Чубайс называл проект производства поликристаллического кремния «Нитол».
«В моем понимании венчурный бизнес и инновационная экономика в целом без государства вообще невозможны, это давно уже забытые убогие либертарианские иллюзии, не существующие нигде в мире», — говорил Чубайс, выступая в бизнес-школе «Сколково» в начале 2020 года. При этом, объяснял он, государство должно участвовать в венчурном бизнесе как якорный инвестор, в то время как, например, государственный венчурный фонд — это «неработоспособная история»