Что говорил Путин о конфликтах бизнеса и власти
Президент Владимир Путин впервые публично прокомментировал дело «Башнефти». Вмешиваться в ход следствия он не намерен, беспокоиться по поводу возможного массового пересмотра итогов приватизации не стоит. Одиннадцать лет назад Путин похожим образом комментировал ситуацию с ЮКОСом: в итоге ее совладелец и руководитель Михаил Ходорковский оказался в тюрьме, саму компанию обанкротили, а ее активы отошли «Роснефти». РБК вспомнил, что говорил Путин о конфликтах бизнеса и власти.
НТВ и спор хозяйствующих субъектов
Путин 8 апреля 2001 года:
«Что мы имеем сегодня в случае с НТВ? К одному из акционеров предъявляет претензии Генеральная прокуратура, полагая, что он нечестным образом получил $1,5 млрд. На протяжении последнего времени из этих денег часть трудового коллектива получила в обход заработной платы по другим, как у нас говорят, серым схемам – хотя и спорным с точки зрения закона – $6,6 млн. Эта цифра даже не оспаривается. Никто этих кредитов не вернул. Часть коллектива предъявляет претензии к сегодняшнему руководителю, и несколько ведущих журналистов из компании уже ушли. Сегодня правительство Москвы объявило о том, что имеет финансовые претензии к компании. Я не считаю, что в этих условиях имею право вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов».
14 апреля 2001 года телеканал НТВ Владимира Гусинского (на фото) перешел под контроль «Газпрома».
Дело ЮКОСа и рамки закона
Путин 3 ноября 2003 года:
«Что касается деятельности правоохранительных органов [в отношении главного бенефициара и руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского – РБК], то они до тех пор действуют правильно, пока не выходят за рамки закона, но при этом, конечно, должны сопоставлять все свои шаги с реальными последствиями в политической сфере, в экономической. Но, повторяю, претензии к ним предъявить невозможно до тех пор, пока они действуют в рамках закона. И это неправильно – предъявлять к ним эти претензии, у них обязанность, это их долг – реагировать на нарушения законодательства».
Ходорковский (на фото) и председатель совета директоров Group Menatep Платон Лебедев были осуждены в 2005 году на восемь лет колонии каждый, в августе 2006 года суд признал ЮКОС банкротом, его активы достались другим компаниям.
ТНК-BP и раздел 50 на 50
Путин 27 мая 2006 года:
«С ТНК-BP пока ничего не произошло. У них [британских совладельцев компании – РБК] есть проблемы с их российскими партнерами. И я их предупреждал несколько лет назад о том, что такие проблемы возникнут. И дело не в том, что это ТНК-BP. Дело в том, что несколько лет назад они создали совместное предприятие с разделением пакета акций 50 на 50. Когда они это делали, я присутствовал на подписании документов, и я им сказал: не надо этого делать, договоритесь, чтобы кто-то из вас имел контрольный пакет. И мы не против, чтобы это была BP. Мы поддержим, если это будет и российская часть вашего совместного предприятия. Но нужно, чтобы был хозяин. Они мне сказали: нет-нет, мы договоримся. Я говорю: ну договаривайтесь. Вот и результат: у них постоянно возникают трения, кто у них главный».
В конце 2008 года была согласована отставка гендиректора ТНК-BP Роберта Дадли (на фото). В марте 2013 года компания была поглощена «Роснефтью».
«Мечел», Зюзин и доктор
Путин 24 июля 2008 года:
«Есть у нас такая уважаемая компания «Мечел». Кстати, собственника и руководителя компании Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на сегодняшнее совещание, но он вдруг заболел. А между тем известно, что в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже внутренних. А значит, и мировых. А маржа где? В виде налогов для государства? Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать. И зачистить все эти проблемы. Прошу также Федеральную антимонопольную службу обратить на это особое внимание. А может быть даже и Следственный комитет прокуратуры – надо разобраться, что-то происходит там».