Робин Гуд фармацевтики: как индиец заработал $1,8 млрд на борьбе с ВИЧ
К тому, что его называют пиратом, Юсуф Хамид относится спокойно, приводя в пример историю своего приятеля из США. У себя на родине американец приобрел таблетки вольтарена на $2 тыс., приехав же в Индию, он купил то же количество препаратов от той же фирмы за $50: благодаря конкуренции со стороны Cipla и других производителей дженериков иностранные концерны вынуждены снижать стоимость товара в Индии. «В этой истории кто-то и правда пострадал от пиратов, но определенно не от индийских», — заключает Хамид.
Основой его богатства является доля в предприятии Cipla, основанном отцом Хамида 80 лет назад. На конец 2014/15 финансового года во владении «индивидуальной/семейной» группы промоутеров, в которую входит Хамид и члены его семьи, находилось 14% акций компании. Еще 61% бумаг обращается в публичном доступе. Рыночная капитализация Cipla на Национальной бирже Индии по итогам 16 июля составляет 546 млрд рупий, или $8,6 млрд. Даже если принимать в расчет инфляцию рупии за 80 лет, текущая биржевая стоимость Cipla не идет ни в какое сравнение с уставным капиталом в размере 200 тыс. рупий, указанных отцом Хамида в день основания компании в августе 1935 года.
В мартовском списке миллиардеров, по версии Forbes, Юсуф Хамид занимает 1054-е место. В сентябре журнал поместил его на 28-е место среди 100 богатейших людей Индии. По счетчику реального времени на вечер 16 июля Forbes оценивает состояние Хамида в $1,78 млрд.
Химик из Алигарха
Хваджа Абдул Хамид, отец Юсуфа, родился в 1898 году в городе Алигарх на севере Индии, который в те годы находился под непосредственным управлением Лондона (около половины территории Британской Индии занимали формально независимые «туземные княжества»). Во время обучения в Аллахабадском университете на факультете химии он проникся идеями независимости Индии и вошел в круг сторонников национально-освободительного движения. Среди его близких знакомых были Махатма Ганди и Закир Хусейн (в 1960-х годах — первый президент-мусульманин независимой Индии).
В 1924 году родители Абдул Хамида отправили сына в Англию, чтобы там он продолжил обучение химии. Однако Хамид, по понятным причинам не любивший англичан, втайне сел на другой пароход, направлявшийся в Германию (в то время эта страна была лидером химической промышленности). Впоследствии он получил степень доктора наук в Берлинском университете Гумбольдта.
В немецкой столице Хамид-старший познакомился c коллегой-химиком из Литвы, Любовью Дерчанской. Вскоре они поженились, но после прихода к власти Гитлера в 1933 году вынуждены были бежать из страны: супруги опасались преследования из-за еврейского происхождения жены. Молодая семья вернулась в Индию и осела в Бомбее, хотя Дерчанская изредка наведывалась в Европу, в родной Вильнюс. В ходе одной из таких поездок в июле 1936 года в Литве у пары родился сын Юсуф.
Между тем Абдул Хамид решил применить свои знания на практике и основал компанию «Химические, индустриальные и фармацевтические лаборатории» (сокращенно Cipla — официально фирма примет такое название в 1984 году). В 1939 году в лаборатории побывал друг и наставник Хамида Махатма Ганди, оставив в гостевой книге запись: «Был очень рад посетить это индийское предприятие».
Бизнес Юсуфа Хамида в цифрах
$1,78 млрд состояние Юсуфа Хамида на июль 2015 года
$1,8 млрд выручка Cipla в 2014/15 финансовом году
4-е место занимает Cipla среди фармацевтических концернов Индии по объему продаж
$190 млн чистая прибыль Cipla в 2014/15 финансовом году
53% прибыли Cipla приходится на международный рынок
26 тыс. сотрудников работают сейчас в Cipla
Менее $1 стоит ежедневный набор препаратов от ВИЧ, запущенный Cipla в 2001 году
От $0,69 за таблетку стоит заменитель виагры от Cipla
Источники: Forbes, Generic in India, Reuters, данные компании
Сила дружбы
Первые годы существования компания боролась с недоверием врачей к местным препаратам. С началом Второй мировой войны, когда возникла угроза захвата Британской Индии японскими войсками, Хамид-старший направил все промышленные мощности на производство лекарств для фронтовых нужд. Препараты Cipla доказали свою эффективность в лазаретах и начали получать в Индии все большее признание. В 1952 году Cipla основала собственный исследовательский центр, став первой в истории Индии компанией, создающей, производящей и продающей лекарства целиком в пределах страны.
В то же время Абдул активно включался в политическую жизнь молодого индийского государства: состоял в законодательном собрании Бомбея, избирался почетным шерифом города. Уже тогда бизнесмен начал готовить своего сына к тому, что он должен заменить в Cipla отца. В отличие от Хамида-старшего, Юсуф все же добрался до Англии, где поступил в Кембриджский университет и стал, как и отец, доктором химии. С начала 1960-х он фактически начал руководить предприятием.
Молодой директор, которому не исполнилось и 30 лет, стал развивать компанию в двух направлениях: открывая новые производственные и исследовательские мощности по всей стране и занимаясь разработкой новых лекарств. К примеру, в 1968 году Cipla первой в Индии наладила масштабное производство антибиотика ампициллин, созданного в Англии семью годами ранее. В 1972 году фирма запустила в городе Бангалор отдел сельскохозяйственных исследований, занимающийся научным культивированием лекарственных трав.
К началу 1980-х годов окончательно сформировался деловой принцип Cipla: за редкими исключениями компания использовала иностранные наработки для создания дешевого аналога лекарства, зачастую с использованием растительного сырья. Легальной основой такого «пиратства» стал принятый в 1970 году индийский закон о патентах, который активно лоббировало руководство Cipla (используя, в частности, дружбу семьи Хамид с премьер-министром Индирой Ганди). По нему индийская фармацевтическая корпорация может производить запатентованный другим предприятием продукт при условии, что процесс производства (синтез лекарства) изменен.
Помимо «импортозамещения» лекарств, Cipla разрабатывает действительно уникальные продукты. К примеру, в 1978 году она модернизировала ингаляторы, а в 1994 году впервые синтезировала деферипрон — лекарство от талассемии (генетическое заболевание, связанное с нарушениями формирования гемоглобина в крови). Международное признание продукция Cipla получила в 1985 году, получив одобрение свыше 20 своих препаратов Управлением по надзору за качеством продуктов питания и медикаментов (FDA) США.
«Пират» и филантроп
Противостояние Cipla с корпорациями обострилось в 1990-х годах, когда Хамид-младший решил заняться лечением тяжелых, смертельных болезней: СПИДа и различных форм рака. Над лекарствами от ВИЧ Хамид работал с 1992 года, когда осознал, что инфекция может угрожать эпидемией крупным развивающимся странам, в первую очередь его родной Индии.
В дальнейшем Cipla сосредоточилась на усовершенствовании уже полученной технологии производства. В 2001 году компания объявила о снижении цен на свою линейку препаратов против ВИЧ до $1 за комплект — тем самым стоимость годового курса лечения упала в 30 раз, с $10–12 тыс. до $365. В 2011 году The New York Times отмечала, что за прошедшие десять лет цена этого набора лекарств упала еще в пять раз: «Тем самым, число жителей развивающихся стран, которые могут позволить себе эти лекарства, выросла с 2 тыс. до 6 млн человек».
В связи с близкой к демпингу политикой Cipla западные гиганты за последние несколько лет подали множество исков против индийской компании. Например, в 2012 году швейцарская Roche пыталась засудить Cipla за производство схожего препарата против рака легкого, но Высокий суд Дели эту претензию отклонил. С другой стороны, в январе 2015 года тот же суд поддержал Novartis в борьбе с Cipla, запретив компании Хамида производить дешевый аналог швейцарского препарата онбрез.
«Мы всегда подчиняемся закону», — заявил Хамид-младший британской FT. В последние годы он более озабочен передачей своего наследия, нежели судебными баталиями. У Юсуфа нет детей, поэтому он планирует назначить своим наследником младшего брата.
За свой филантропский подход к делу Хамид получил несколько премий. В 2005 году он получил Падма Бхушан, третью по старшинству государственную награду Индии. В 2012 году он победил в премии «Индиец года» в номинации «бизнес», по версии индийской редакции CNN. Годом позже телеканал NDTV включил его в список «25 живых легенд страны». И все же, по мнению репортера FT, после общения с Хамидом кажется, что «главное, что он хотел бы оставить после себя, — это принцип действий во главе компании и свою страсть к химии».