$4,3 млрд на феях: как итальянец зарабатывает на мультфильмах
Небольшой городок Лорето на восточном побережье Италии на протяжении многих веков был знаменит в основном пейзажами и Святой хижиной, к которой съезжались католические паломники. Однако в последние два десятилетия у него появился еще один повод для гордости: здесь находится штаб-квартира анимационной студии Rainbow, незаметно превратившейся в крупнейшую медийную компанию в Европе.
Rainbow известна в первую очередь благодаря детскому мультсериалу «Клуб Винкс» о шести юных феях, которые в свободное время спасают планету от зла. Однако помимо производства мультиков у Rainbow есть еще одно направление бизнеса, за счет которого ей удалось стать «европейским Диснеем», — лицензирование. Сейчас в продаже можно найти самые разные потребительские товары под брендом Winx и другими брендами Rainbow: от школьных рюкзаков и одежды до детской бытовой техники и велосипедов (всего более 6000 товаров). В этом году группа компаний Rainbow в третий раз подряд заняла 12-е место в списке крупнейших мировых лицензиаров, по версии журнала License Global. Выручка от продажи товаров, произведенных по лицензии Rainbow, достигла $4,3 млрд в год — больше, чем у Ferrari и General Motors. В своей отрасли студия с большим отрывом обогнала таких именитых конкурентов, как Dreamworks Animation ($3,3 млрд), Cartoon Network Enterprises ($2 млрд) и NBC Universal ($2 млрд).
Волшебство по лицензии
Как вспоминает руководитель компании Иджинио Страффи, основавший Rainbow в 1994 году, идея лицензировать продукцию Rainbow пришла ему вскоре после выпуска самого первого проекта, мультсериала «Томми и Оскар». После первых полутора лет, когда студия, чтобы удержаться на плаву, выполняла сервисные услуги для телеканалов и киностудий, у нее все еще не хватало денег на производство полнометражного анимационного фильма, о котором мечтал Страффи. Поэтому пришлось ограничиться обучающим компакт-диском с 20-минутным мультфильмом и серией развивающих детских игр. Проект оказался крайне успешным: он был переведен на 22 языка, продавался в 40 странах и вдохновил создателя на то, чтобы сделать своих героев еще ближе к зрителям, — продавать потребительские товары с их изображением. «Эти вещи как бы переносят персонажей из мультфильмов в реальную жизнь — это могут быть игрушки, пеналы, гаджеты, аксессуары, постельное белье, туфли, все что угодно», — рассказывает РБК основатель компании.
Поначалу производители игрушек не очень-то интересовались продукцией Rainbow. «Нужны были более интересные характеры, новые истории и сюжетные повороты — нечто более оригинальное и мощное для рынка», — вспоминает Страффи. Прорыв произошел после того, как в 2004 году на экраны вышел мультсериал «Клуб Винкс: школа волшебниц». История о длинноногих феях-подружках с магическими способностями, рассчитанная на девочек от четырех до десяти лет, стала настоящим хитом: на сегодняшний день «Клуб Винкс» смотрят 15 млн зрителей ежедневно. Уже вышло 156 серий в шести сезонах, премьера 7-го сезона намечена на сентябрь 2015 года. Кроме того, компания выпустила три полнометражных мультфильма «Клуб Винкс», чьи кассовые сборы, по данным журнала Video Age International, составили $80 млн по всему миру, а в 2014 году подписала эксклюзивный контракт на новые дополнительные серии с американским стрим-сервисом Netflix.
Немалую роль в популярности «Клуба Винкс» сыграло сотрудничество Rainbow с компанией Mattel — производителем кукол Барби. На Международной лицензионной выставке в Нью-Йорке в 2003 году стендом Winx заинтересовался президент Mattel Мэтт Бускетт. Как вспоминал Страффи в интервью итальянскому изданию Panorama, Бускетт оставил ему свою визитку с золотыми буквами, и уже через пару часов представители Mattel договорились с Rainbow о производстве кукол Winx и их распространении по всему миру.
Rainbow в цифрах
15 млн зрителей ежедневно смотрят мультсериал «Клуб Винкс: школа волшебниц», который транслируется на 115 телеканалах в 130 странах
$4,3 млрд — общий объем продаж товаров под брендами Rainbow (в розничных ценах)
50,7 млн евро — доход группы компаний Rainbow за 2014 год
75% дохода компания получает от лицензирования своих продуктов
Более 600 лицензиатов по всему миру, более 6000 лицензионных продуктов
На 30–40% сократилась выручка от бизнеса Rainbow в России в результате девальвации рубля
70% компании принадлежит ее основателю и руководителю Иджинио Страффи, еще 30% — американской корпорации Viacom
Источники: данные компании, License Global
Rainbow в мире
Сейчас Rainbow сотрудничает с более чем 600 лицензиатами по всему миру, в числе которых — Mattel, McDonalds, Auchan, Nestle, Ravensburger и другие. Они выпускают более 6000 лицензированных товаров, выручка Rainbow от их продажи составляет $4,3 млрд.
Rainbow, точнее, ее дочерняя компания Witty Toys, базирующаяся в Гонконге, выпускает только кукол. К ним предъявляются особенно строгие требования, поскольку Rainbow хочет быть на 100% уверена, что они в точности повторяют персонажей мультфильмов. «Аудитория младшего возраста крайне внимательна к деталям. Мы не можем пойти на риск, если сторонний производитель что-то поменяет, будет неточен в деталях или изменит суть», — объясняет РБК директор по маркетингу Rainbow Лорена Ваккари.
Удерживаться в топе мировых лицензиаров Rainbow помогают обилие новой продукции и ее немедленное распространение среди лицензиатов. Каждый год студия выпускает новые сезоны мультсериалов или полнометражные мультфильмы, а вместе с ними — новое руководство по стилю для производителей. Таким образом, в продаже постоянно находятся самые новые игрушки, именно те, что сейчас показывают по телевизору. Это позволяет не только поддерживать интерес аудитории, но и бороться с пиратами, отмечает Ваккари.
В 2014 году продажа лицензированной продукции принесла Rainbow 75% выручки, которая составила €50,7 млн. Роялти в среднем составляют 12% от оптовой цены товаров (оборот в $4,3 млрд в рейтинге License Global считается в розничных ценах).
Как работает лицензионная бизнес-модель Rainbow
Предположим, что потенциальный лицензиат хочет создать кружку с логотипом Winx. Он предоставляет Rainbow бизнес-план, на основе которого департамент сертификации продукции Rainbow рассчитывает стоимость минимальной гарантии. Эта гарантия составляет 12% от предполагаемого объема годовых продаж в оптовых ценах, ее бизнесмен должен выплатить сразу после заключения контракта. Это делается в том числе для того, чтобы конкуренты Rainbow не скупали лицензии на выпуск их товаров и не выводили их из обращения. Если объем продаж окажется больше, лицензиат должен доплатить — те же 12% с превышения.
Лидером по доле контрафактных товаров, продаваемых под марками Rainbow, является Вьетнам. По словам Ваккари, в Москве подделок Winx практически нет, чего не скажешь о других российских городах: «Каждый раз, когда наши лицензиаты говорят нам, что на рынке что-то появилось, мы просим их взять этот продукт и отправить в Италию, и тогда наш юридический департамент пишет письмо изготовителю, и это способ остановить это в кратчайшие сроки. Мы шлем письма и подаем на них в суд. Мы должны защищать свой товар, свой рынок и свой бренд».
Rainbow в России
В России «Клуб Винкс» выходит на телеканалах СТС, Gulli и Nickelodeon. Первый выпуск «Клуба Винкс», дублированный на студии «СВ Дубль», вышел в 2008 году на СТС, который уже успел показать все шесть сезонов сериала, а в сентябре планирует премьеру нового, седьмого. Как сообщили РБК представители СТС и «Nickelodeon Россия», сериал пользуется хорошими рейтингами, что не может не влиять на популярность товаров Winx. Как утверждал Страффи в одном из интервью в 2011 году, семь из десяти рюкзаков для девочек, которые продавались на тот момент в России и Турции, имели логотип Winx. На сегодняшний день Россия — по-прежнему один из пяти крупнейших рынков сбыта для лицензированных товаров компании наравне с Италией, Турцией, Португалией и Юго-Восточной Азией, включая Китай, говорит глава представительства Rainbow в России Марко Анджелетти.
В России у Rainbow 80 национальных лицензиатов, или партнеров, как называют их в компании. Крупнейшие из них — торговый дом «Гулливер» (продает фирменных кукол Winx), ООО «С-Трейд» («Симбат-Тойз», художественные наборы, игрушки), оптово-розничная фирма «Алиса» (велосипеды и самокаты), «Русская косметика» (косметика), издательство «Эгмонт» (книжки и журналы) и «Конфитрейд» (кондитерские изделия).
С российскими компаниями Rainbow следует общепринятой модели лицензирования: они просят у лицензиата минимальную гарантию — сумму, которую компания выплачивает при заключении контракта, после чего производитель с определенной периодичностью выплачивает лицензиару роялти в зависимости от объема продаж. Цена конечного товара, по словам Анджелетти, согласовывается с производителем. Rainbow не всегда вдается во все тонкости производственного процесса, однако следит за тем, чтобы компании не демпинговали, — если только большие скидки не согласованы отдельно.
Получить в России лицензию на выпуск товаров под брендами, принадлежащими Rainbow, нелегко: здесь они уже представлены практически во всех категориях. Если желаемый продукт занят, потенциальный производитель может начать выпускать нечто другое или ждать, пока истечет контракт с действующим лицензиатом, — если, конечно, тот не захочет его продлить. Кроме того, Rainbow выставляет строгие требования к дизайну, которые прописаны в контрактах. «Если ребенок заказывает кружку, он знает, что это кружка Winx, а потому рисунок на ней должен быть выполнен во всех деталях, чтобы он не разочаровался. Это даже важнее, чем деньги», — говорит Ваккари.
Последнее подтверждает основатель и генеральный директор компании Golden Electronics Андрей Деревянченко, с 2011 по середину 2014 года выпускавшей в России линию детской бытовой техники Winx by Vitek. По словам Деревянченко, вопрос качества техники Rainbow после ознакомления с процессом производства легко отдала на попечение Golden Electronics, однако в вопросах дизайна итальянцы проявляли строгость и принципиальность: «С ними приходилось согласовывать, иногда довольно долго, именно эстетические моменты. Мы им отсылали образцы, а они изучали, как нанесены многоцветные принты, которые не всегда хорошо и правильно ложились на пластик бытовой техники. Иногда мы месяцами дорабатывали с производителем именно четкость рисунка».
Одним из крупнейших дистрибьюторов потребительских товаров Rainbow в России является ЗАО «Торговый дом «Гулливер и Ко», чью продукцию можно найти в 60 сетях и отдельных магазинах по всей России. Их сотрудничество с Rainbow началось в 2011 году с дистрибуции кукол, а сейчас у компаний есть крупные совместные маркетинговые проекты, мероприятия и линейка одежды Winx, выпущенная под брендом Gulliver, сообщил РБК коммерческий директор компании Андрей Ежов. По словам Ежова, Winx — один из пяти крупнейших брендов «Гулливера» с точки зрения объема реализации товаров. С начала 2000-х годов Rainbow также сотрудничает с «Детским миром», в чьей сети магазинов представлены куклы, одежда, канцелярские товары, рюкзаки и мультимедиа — всего 110 ассортиментных позиций.
Падение рубля осенью 2014 года негативно повлияло на бизнес Rainbow в России, признается Страффи. По его словам, слабая валюта сильно усложнила жизнь лицензиатам, большинство из которых изготавливают продукцию в Китае и оплачивают ее в валюте. Хотя количество проданных товаров под брендом Winx осталось практически на прежнем уровне, в денежном отношении доход Rainbow от роялти в России сократился на 30–40%.
В Rainbow утверждают, что почти никто из крупных российских лицензиатов не отказался от сотрудничества. Тем не менее как минимум одна такая компания есть: Golder Electronics вынуждена была приостановить выпуск серии Winx by Vitek. После двух успешных лет высоких результатов продажи детской бытовой техники с логотипом Winx пошли на спад, и в середине 2014-го компания приняла решение оставить ее производство «до лучших времен», сказал РБК Андрей Деревянченко.
Несмотря на сложности, Rainbow не планирует уходить с российского рынка. Более того, в компании приняли решение продолжать инвестировать в Россию, особенно в маркетинг и поддержку мероприятий, хотя и не разглашают сумму вложений. «На российском рынке у нас были свои пики и провалы, но в целом мы считаем его крайне успешным для нас с точки зрения лицензий, — говорит Страффи. — Остается надеяться, что экономика быстро восстановится, как это было после кризиса четыре-пять лет назад».
Иджинио Страффи: «Компания была прибыльной с самого начала»
Основатель и владелец 70% Rainbow Иджинио Страффи рассказал РБК о том, как все начиналось.
— С чего началась история Rainbow?
— Я основал компанию в 1994 году, после того как три года проработал в Париже и выпустил полнометражный анимационный фильм — он был сделан во Франции с помощью новейших компьютерных технологий. Так я стал частью мира анимации и заинтересовался так называемой индустриальной анимацией — не той, которую я видел в Италии, где все рисовали от руки и на один мультфильм требовался целый месяц. В индустриальной анимации весь процесс включает большое количество профессионалов и много компьютерной графики. Это был новый вид деятельности, и он был мне крайне интересен. Мне всегда нравилось рассказывать истории, создавать персонажей, потому что всю свою жизнь я придумывал и рисовал комиксы. Перед тем как переехать во Францию, я уже давно вращался в этой индустрии, много путешествовал по Европе и выпускал собственные книжки комиксов. Так что анимация стала следующим шагом: наконец-то у меня появился шанс показать моих героев широкой аудитории.
— Как вы финансировали компанию в самом начале?
— Первые полтора года существования Rainbow мы продавали сервисные услуги для телевидения и киностудий. Мои личные сбережения были довольно скромными — в пересчете на сегодняшние деньги порядка €100 тыс. Этого хватило только на то, чтобы закупить оборудование и выплатить людям первую зарплату. После того как мы немного заработали, я решил начать собственный проект под названием «Томми и Оскар» — про маленького мальчика и его друга-инопланетянина, который ему помогает, с ними происходят приключения. У меня не хватало денег на производство полномасштабного мультфильма, поэтому пришлось выпустить его в виде интерактивного обучающего компакт-диска, на котором был 20-минутный мультфильм и десять развивающих игр для детей. Проект достиг огромного успеха — его перевели на 22 языка и распространили в 40 странах. «Томми и Оскар» принес нам $1,5 млн, при том что его производство обошлось где-то в $300 тыс. Это был первый пример успешного продукта, который стал популярен по всему миру, и именно после него мы решили лицензировать наши продукты. Этот проект принес нам достаточно денег, чтобы выпустить продолжение и наконец заработать достаточно денег, чтобы сделать мультсериал «Томми и Оскар» — он вышел на экраны в 1998 году.
— Когда вы основали компанию, у вас был партнер?
— Да, его зовут Ламберто Пиджини, и в 1995 году он купил часть компании. Свою долю он продал американскому мейджору Viacom Group четыре года назад, так что он больше не партнер. Ему уже больше 90 лет, поэтому он хотел поскорее обналичить свои инвестиции, пока не стало слишком поздно. Это была хорошая сделка — он продал их намного дороже, чем купил 15 лет назад.
— Когда Rainbow стала приносить прибыль?
— Компания была прибыльной с самого начала. Единственное, мы испытали некоторые проблемы в 1998 году. Первые два года, когда мы занимались сервисными услугами, то были прибыльны, а когда стали выпускать «Томми и Оскар», столкнулись с проблемами, потому что стоимость производства этого шоу была более $1,5 млн, а первая прибыль поступает, только когда шоу уже готово и вышло на экраны. Так что 1998 год мы окончили с потерями, но уже в следующем году восстановились и снова начали зарабатывать. С тех пор мы прибыльны каждый год.