Принципы Хокинга: что помогало великому ученому жить и делать открытия
Великих ученых помнят не только за открытия, но и за масштаб их личности. Для того чтобы пробудить воображение, необходим не только светлый ум, но и определенный набор принципов и ценностей: смелость, честность и любопытство. Такие принципы были у, казалось бы, столь разных людей, как Галилео Галилей, Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн.
Стивен Хокинг также вписывается в этот ряд. Он был не только одним из величайших физиков нашего времени, но и удивительным человеком.
Впервые я встретил его в 1987 году, когда он выступал на семинаре по теоретической физике в Москве. Помнится, что в воздухе витало волнение. Для нас, молодых физиков, он уже был огромным авторитетом. Его работа о черных дырах элегантно связала квантовую теорию и общую теорию относительности. Выводы были шокирующими: черные дыры не полностью черные. Они излучают радиацию (сейчас это явление называется излучением Хокинга), а любая информация, попадающая в черную дыру, будет ею поглощена и навсегда утеряна. Это может показаться пустяком: если вы настолько небрежны, что выбросили газету в черную дыру, вряд ли вы будете рассчитывать на то, что сможете ее дочитать? Однако это открытие по-настоящему выбило из колеи многих физиков. Как недавно сказал Хокинг, черные дыры — это «колодцы забвения», в которых прошлое безвозвратно исчезло. «Как будто Вселенная потеряла свой мобильный телефон <...>, — объяснял он, — даже хуже <…>, она потеряла свою память».
На том семинаре в Москве мы уже знали, что он сделал все свои важнейшие открытия, несмотря на тяжелую и изнуряющую болезнь. Однако одно дело — слышать о нем, другое дело — встретить этого человека лично. Хотя я постепенно прекратил заниматься теоретической физикой — ведь не все могут быть настолько выдающимися учеными, как Стивен Хокинг, — в тот день он оказал на меня глубокое и неизгладимое впечатление. Его слова интерпретировались и произносились его ассистентом, но несмотря на такой способ коммуникации, масштаб личности этого человека был очевиден. Здесь присутствовали одновременно и глубокий ум, и те самые качества: смелость, честность, любопытство и непокорность. Я подозреваю, что именно последняя черта помогла ему прожить на 55 лет дольше, чем сулил поставленный диагноз.
Эти принципы часто заводили его размышления далеко за пределы науки. Он говорил о культуре, политике и угрозах существованию человечества. Профессор Хокинг также занимался популяризацией науки. И еще отказался от титула рыцаря в качестве протеста против недостаточного финансирования науки.
В 2013 году он согласился принять премию Breakthrough Prize, учрежденную мной годом ранее как раз с целью популяризации науки и привлечения внимания общества к проблемам финансирования фундаментальных исследований. Специальная премия, врученная Хокингу, подчеркивала его огромное влияние на современную физику. За последние два десятилетия проблемы, которые он затронул в своих работах о черных дырах и информации, стали частью, возможно, одного из самых перспективных направлений этой науки. Знаменитый физик-теоретик, один из создателей теории струн, Леонард Сасскинд писал: «Я верю, что, когда последствия его открытий будут в полной мере осознаны, физики будут считать это началом великой научной революции».
В течение последних нескольких лет мне посчастливилось провести больше времени с профессором Хокингом, так как он стал моим партнером в двух научных инициативах: Breakthrough Listen — проекте по поиску внеземных цивилизаций и Breakthrough Starshot — первой практической попытке проектирования межзвездной космической экспедиции. В возрасте 76 лет его любопытство было все тем же: он поддерживал эти проекты, потому что хотел узнать, действительно ли мы одни во Вселенной и действительно ли человечество может преодолеть огромные расстояния и достигнуть ближайших звезд.
Стивен Хокинг был необычным ученым: даже сделав свои самые выдающиеся открытия много лет назад, он до самого последнего времени продолжал участвовать в важных научных исследованиях. В 2016 году он с несколькими коллегами опубликовал новую статью о черных дырах и информации, в которой признал, что его первоначальные исследования в этой области были не совсем точны. Теперь он был уверен, что информация не исчезает в черных дырах, Вселенная помнит все.
Как и мы будем помнить наследие Стивена Хокинга — выдающегося ученого и человека.