Прогресс в действии: почему ошибаются «техноскептики»
Уже не первый год скептики, среди которых и такой известный инвестор в высокотехнологичные стартапы, как Питер Тиль, утверждают, что научно-технический прогресс замедлился, остановился, остался в прошлом. На мой взгляд, в прошлом остались их ожидания и мечты. Да, сегодня не так часто изобретается нечто осязаемое вроде космолетов из фантастических романов. Зато изобретения, открывающие невероятные возможности, остаются незамеченными или недооцененными.
Статистические ошибки
Многие «техноскептики» пытаются втиснуть научно-технический прогресс в рамки статистики. Так делают, например, авторы этой статьи в The Economist. По логике авторов, наука и технический прогресс процветают там, где ВВП на душу населения растет: в богатых странах он растет недостаточно, значит прогресс в них замедлился. На мой взгляд, это очень сомнительная логика. Из нее, например, следует, что в бедных странах с прогрессом все в порядке, ведь ВВП там растет быстрее.
Скажем, ВВП Саудовской Аравии или Катара растет вместе с ценами на нефть. Значит ли это, что и прогресс там ускоряется при каждом скачке на рынке? А если по каким-то причинам численность населения в некой стране сократилась из-за стихийных бедствий или резко возросла от притока беженцев, то влияет ли это на скорость создания новых технологий?
И настолько же сомнительна связь между техническим прогрессом и продолжительностью жизни — еще одно утверждение авторов. А главное, сама по себе продолжительность жизни — абстрактное понятие. По сути, это количество витков Земли вокруг Солнца, каждый из которых равен году жизни. Есть ли необходимость сделать как можно больше таких витков? Или более значимо для человека качество каждого прожитого года. Что лучше — прожить 150 лет в изоляции, любых специальных, ограниченных условиях (клинике, лаборатории) или вдвое меньше, выбирая свои условия и образ жизни? И все ли люди в принципе хотели бы жить до ста лет?
У разных обществ свои системы ценностей и свои категории счастья. В Бутане, например, главным критерием благосостояния населения является не ВВП, а буддийское национальное валовое счастье. Именно по этому критерию там оценивают эффективность правительства. Поэтому ни ВВП, ни продолжительность жизни не могут быть показателями процветания науки и технического прогресса.
Статистика, к которой часто апеллируют сторонники теории о замедлении прогресса, часто выбирает и интерпретирует только удобные для исследования факты — слабо коррелирующие явления ставятся в зависимость друг от друга. Высказывание, получившее известность благодаря Марку Твену, достаточно ясно определяет эту отрасль: «Есть три разновидности лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Спустя полвека Бернард Шоу доступно объяснил ее суть: «Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я никогда, то в свете статистики мы оба бьем свою жену через день». Прошло еще два века, и теперь статистика утверждает, что, бросив курить, вы наберете вес, а ВВП и продолжительностью жизни можно измерить эффективность экономики.
В основе другой публикации The Economist, девиз инвестиционной фирмы Founders Fund Питера Тиля: «Мы мечтали о летающих автомобилях, а получили твиттерные 140 знаков». Но странно было бы оценивать все достижения только исходя из параметров физического мира и считать, что космос это что-то далекое и важное, а соседний дом — близкое и незначительное. Понятие расстояния очень условно, и объекты, которые нам кажутся более далекими, это всего лишь те объекты, до которых дольше идет свет. Это как-то увеличивает их значимость?
Новая волна
Скептики говорят, что интернет это неплохо, но по большому счету мелочи. Но это не так. Люди в мире получили возможность общаться с любым человеком в любой момент в любой точке мира! Люди стали свободнее — теперь мы все часть чего-то большего, это само по себе уже прогресс. Facebook — это движение к единому, связанному миру. Это имеет огромный потенциал для всего человечества, и это не менее значимо, чем полет в космос. Twitter с его 140 символами — важнейшая инновация для человечества. Он позволяет создать большее количество связей, слабо контролируемую массовую коммуникацию — то, чего раньше никогда не было. Вспомните фильм «Аватар», где планета, как некое живое существо, помогла выиграть войну ее обитателям, став с ними, по сути, одним целым. Так и эти 140 символов позволяют все большему числу людей участвовать в создании и распространении новой информации, новых знаний. Возможно, Тилю это и кажется ерундой, но это приближает нас в том числе и к летающим автомобилям, о которых он мечтает.
Отвечая на главный вопрос, остановился ли технический прогресс, важно понимать, что оценивать это явление в статике нельзя. Прогресс всегда движется скачками: крупное изобретение, например двигатель внутреннего сгорания, порождает волну инноваций. Появление транзистора было очень важным явлением. Между его изобретением и появлением компьютеров прошло всего несколько десятилетий и еще несколько до их массового распространения. Мы все еще живем в этой большой «волне»; странно рассуждать о том, что прогресс остановился или замедлился.
Другой вопрос: что будет дальше? Существует множество трендов, которые могут обеспечить новый скачок. На мой взгляд, важный тренд сегодня квантовые технологии. Они очень быстро развиваются и в будущем помогут создать вещи, которые сейчас кажутся нам нереальными. Самое интересное — это, пожалуй, квантовый компьютер, который позволит не только расшифровать любой код, но главное, создавать новые материалы, из которых можно будет сделать пуленепробиваемую футболку, автомобиль весом 50 кг или космический лифт. Но еще более важным станет создание на базе квантового компьютера суперинтеллекта, помогающего решать сверхсложные задачи.
Не стоит недооценивать важность и тех изобретений, которые пусть и не создают новые отрасли, но очень сильно улучшают качество жизни. Ведь в конечном счете именно этим измеряется счастье.
Вспомните фильм Эндрю Никкола «Время». Есть будущее, в котором человечество открыло путь к бессмертию, и есть время — единственная валюта в мире. Нет ничего больше: временем определяется уровень жизни и измеряется ее продолжительность. Это не такая уж фантастическая история: очень многие вещи сегодня выходят за пределы денежных отношений. В какой-то момент деньги могут перестать существовать. Скорее всего, они лишь промежуточный способ измерения на одном из этапов существования человечества. Поэтому и ВВП, измеряемый в деньгах, может со временем стать парадоксом. И тогда технический прогресс будет измеряться не деньгами, а счастьем. Счастливым считается тот человек, которого Бог благословил полнотой жизни. Полнота жизни — сложная категория, которая касается реализации самых важных потребностей человека — всеобъемлющих знаний, неограниченных возможностей, свободы выбирать. Вряд ли летающий автомобиль сделает человечество счастливее, в то время как изобретения, открывающие новые возможности и дающие людям лучшее качество жизни, быстрее всего приблизят нас к состоянию счастья в его христианском понимании.