Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Кирилл Мартынов

Другие русские: как поссорились два министра и что из этого вышло

В перспективе ближайших десятилетий России больше некуда идти, кроме Европы. И опыт русскоязычного меньшинства в Прибалтике показывает, каким будет наш путь

Два министра спорили в эфире национального телевидения о стратегии развития страны. Министр финансов заявил, что непростое положение в экономике – это следствие советского эксперимента. Министр образования в ответ возразил, что с момента окончания этого эксперимента прошло уже 23 года, так что списать нынешние проблемы на коммунистов не получится.

Нет, конечно, дело было не в России. У нас такое разномыслие не приветствуется, а публичные дискуссии политиков о том, куда надо тратить деньги и какие проблемы следует решать в первую очередь, не поощряются. Интересно, однако, что эта история случилась совсем рядом с российскими границами. Еще интереснее, что один из двух министров был русским.

Спор Юргена Лиги и Евгения Осиновского на таллинском телевидении имел продолжение. После эфира Лиги (министр финансов) написал у себя в «фейсбуке», что «Осиновскому, как сыну иммигранта, следует быть крайне осторожным в своих суждениях». Еще через некоторое время Лиги признал, что это высказывание было недопустимым, и извинился перед коллегой. Однако Осиновский извинений не принял, и Лиги был вынужден подать в отставку. Его заявление об уходе с сожалением подписал премьер-министр Эстонии Таави Рывайс.

В течение тех самых двадцати трех лет, что прошли со времени окончания советского эксперимента, мы знали только один сюжет про русских в Прибалтике. Они вынуждены бороться за свои права, им отказывают в праве получать образование на родном языке и часто даже в гражданстве. На какое-то время мы – огромная страна и крошечное русскоязычное меньшинство в трех балтийских странах – друг о друге забыли. Мы строили Великую Россию, жертвуя ради этой цели всеми вещами, чей масштаб меньше одной седьмой части суши.

У нас самые большие торговые центры в Европе, больше всего автомобилей премиум-класса, заоблачные цены на недвижимость – все блестящее, имперское, кинг-сайз. Они боролись за права, обустраивали свои семьи, дома и кварталы на северо-восточном отшибе Европы. У них меньше инфляция и больше оправдательных приговоров в судах. И фигура русского европейца, которая прежде ассоциировалась с дореволюционным вестернизированным аристократом, отчужденным от собственных крестьян и существующим уже скорее как литературный герой, теперь воплотилась в конкретных гражданах Евросоюза.

У русских европейцев, как видно из истории министра Осиновского, которому сейчас, к слову, нет и тридцати лет, собственная гордость. Они не собираются забывать ни родной язык, ни собственные корни. С другой стороны, они совершенно не мечтают о «воссоединении» с Москвой на условиях нового СССР – эти времена прошли. С Москвой нужно торговать, в мирное время заниматься культурным обменом. Но центр мира уже давно находится не в Кремле. Пожалуй, именно это больше всего поражает в мышлении русских, живущих в Европе. Мы, «азиатские» русские, все время думаем только о столице, о «центре». Ненавидим ее, завидуем ей, мечтаем о ней. Наша провинция стоит голая и убогая и до хрипоты спорит о Москве. Карта Евросоюза другая: в нем множество центров.

Спор двух министров в прямом эфире, после которого один задевает другого неосторожным словом, а затем без начальственного окрика, не выдержав позора, подает в отставку – это вроде бы нормальная история, и так бывает. Но отчего-то в России это невообразимо; один заместитель министра, уволенный за признание в социальных сетях, не в счет. Чтобы нечто подобное было возможным у нас, нужна идея и практика публичной политической дискуссии. Нужно, чтобы министры не только имели свое мнение, но и не боялись рассказывать гражданам о причинах принимаемых ими решений. Нужна правительственная коалиция в парламенте, а не клуб бюрократов-единомышленников, выходящих к народу со скрижалями, на которых – внезапные планы по сокращению школ, больниц, вузов.

Пример Осиновского не единственный. Известный русофил – мэр Риги Нил Ушаков, который в последние месяцы предпринимал отчаянные попытки бороться с российскими контрсанкциями против Евросоюза. Это русофильство корней и одновременно русофильство прагматическое: рижские товары не должны потерять свое место на московском рынке, несмотря на политическую конъюнктуру. Ушаков недавно извинился перед Иваном Охлобыстиным, которого латвийский МИД внес в списки лиц, нежелательных для въезда в страну. Депутат сейма Латвии Алексей Лоскутов публично возразил мэру столичного города: «Нил, теперь остается извиниться только перед Путиным. Твоя душа там, к востоку от Зилупского края. Что ты делаешь здесь?»

Обстановка в России разогрела Прибалтику – приходится прибегать к публичным извинениям по любому поводу. Но, как видно, свои проблемы русские европейцы предпочитают решать несколько иначе, чем это делают политические элиты в бывшей метрополии.

Может быть, Осиновский, Ушаков, Лоскутов, даже Татьяна Жданюк, первый русский депутат Европарламента, пришедшая в политику под лозунгами борьбы за права русскоязычного меньшинства, – все они станут кем-то вроде первопроходцев, заново открывающих Европу для наших соотечественников. Петру I нужны были для этого образование, воля и армия; сейчас достаточно первых двух ингредиентов, а последняя скорее навредит прорубателям окон.

Русскоязычных в Евросоюзе пока совсем немного, даже если включить в их число выходцев из России, имеющих вид на жительство (к слову, сейчас в Прибалтике их поток законодательно ограничивают). Но России, как и Украине, в общем, некуда идти в перспективе ближайших десятилетий, кроме Европы. Наши дети будут европейцами или пойдут работать на китайских товарищей.

Истории мэра Ушакова и министра образования Осиновского показывают, что никакого авторитарного проклятия над нашим народом нет. За двадцать лет у русских в Прибалтике не без труда, не без проблем в рамках общеевропейских институтов возникла нормальная политическая жизнь. Тут развенчан миф об особом менталитете русских, которые якобы могут жить только под властью деспота. Россия может быть европейской страной, и никаких таинственных метафизических преград на этом пути нет. Глобализация неизбежно играет эту партию за нас: русские – самый многочисленный народ Европы. И они уже стали частью Европы в Прибалтике.

Об авторе
Кирилл Мартынов Кирилл Мартынов доцент ВШЭ, редактор отдела политики «Новой газеты»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Видео недоступно при нулевом балансе
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

.

Лента новостей
Курс евро на 3 декабря
EUR ЦБ: 112,8 (-1,51)
Инвестиции, 18:04
Курс доллара на 3 декабря
USD ЦБ: 107,18 (-0,57)
Инвестиции, 18:04
Чем цифровые финансовые активы интересны инвесторамОтрасли, 20:29
Токен XRP компании Ripple вырос в 5 раз за месяц. Почему это произошлоКрипто, 20:26
Курс казахстанского тенге к доллару упал до исторического минимумаИнвестиции, 20:22
Шесть сотрудников МЧС пострадали из-за удара дрона по АЗС в ТокмакеПолитика, 20:21
Путин пошутил про пересчет голосов на выборах в РумынииПолитика, 20:17
Фейерверки на Руставели: как проходят протесты в Грузии. ФотогалереяОбщество, 20:11 
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 20:10
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
В ФХР сообщили, что сборную России нельзя будет дозаявить на ОлимпиадуСпорт, 20:00
В рамках Национального рекламного форума прошел День контента и креативаПресс-релиз, 19:54
В Ираке опровергли отправку ополченцев для подкрепления в СирииПолитика, 19:45
«Спартак» упустил преимущество в три шайбы, но обыграл «Автомобилист»Спорт, 19:35
В Сеуле машинист метро ушел в туалет и задержал отправление 125 поездовОбщество, 19:34
Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрдРБК и Альфа-Лизинг, 19:27
Москалькова опубликовала список военнопленных, которых не забрал КиевПолитика, 19:27