«Давно пора!»: как россияне учатся отдыхать на родине
В XX веке западные социологи ввели понятие «цивилизация досуга», обнаружив, что трудящийся класс стал предъявлять массовый платежеспособный спрос на развлекательные услуги в своих городах. Индустрия развлечений в Европе и Америке стала серьезной частью экономики. Своим особым путем к цивилизации досуга пришла и наша страна. Множащийся класс менеджеров в негосударственных отраслях и класс служащих госструктур сблизились прежде всего по способам потребления и проведения досуга и предъявили существенный по нашим масштабам спрос на такие услуги. О числе потребителей этих услуг спорят, но, по данным опросов, в последние годы весной собирались проводить отпуск за границей 3–5% взрослого населения России. С детьми это по меньшей мере 5–6 миллионов человек. Для такого среднего класса за последнее десятилетие нормой стало выезжать на отдых за рубежом трижды в год: традиционный летний отдых (пляжный), длинные зимние каникулы в Европе или в теплых странах, долгие майские праздники, также в Европе.
Когда рубль подешевел, большинство из тех, кто подготовился к новогодней зарубежной поездке за несколько месяцев, отменять ее не стали. Но остальным, кто не решался тратить деньги заранее и ждал определенности с экономической ситуацией в стране, уже к ноябрю стало ясно, что за границу они поехать не смогут, это слишком дорого. Пришедшееся на эту же пору оживление антизападных настроений подсказало выход – отдыхать надо в России (на крайний случай в Белоруссии). Если сравнить форумы путешественников в ноябре 2013 и в ноябре 2014 года, то видно, что в позапрошлом году там обсуждали погоду, качество отелей, пляжей и сервиса на Канарах, Тенерифе, Цейлоне, в Египте, на Кипре, в Черногории, а также в Англии, Италии и Венгрии. Год спустя на тех же форумах совсем другие запросы: Золотое кольцо, Петербург, Казань, Ярославль, Владимир, Крым и Сочи. Очень много вопросов по отдыху в Белоруссии, и только изредка проскакивают привычные названия зарубежных стран.
Экономический спад удачно совпал с патриотическим подъемом. Санкции и обвал рубля, оказывается, пойдут нам на пользу. В интернете звучат вполне бодрые интонации: «Везде уже в Европе были, а Россию не знаем, и дети Россию не видели. Наконец-то появилась возможность свою родную страну узнать!», «Прям позор был. Вокруг нас столько интересного, а мы и не видели ничего, тупо в Турцию и Египет». Или вполне деловые вопросы к знатокам: «Посоветуйте, плз, в какой городок съездить из Москвы на праздниках на машине: погулять там, достопримечательности посмотреть? Ничего ведь не знаю». Постоянно звучат слова о том, что Россия велика, жизни не хватит ее объездить, и о стыде, что раньше об этом и не думали. Однако на деле набор мест, которые обсуждаются как возможные цели для посещения, оказывается очень невелик: Золотое кольцо в целом и отдельные города, в него входящие; ну и еще, разумеется, столицы. Остальные большие города России, где и проживает в основном этот средний класс, ему самому не кажутся местами, куда стоит ехать на отдых.
Интернет полон обсуждений темы импортозамещения, которое вызывает у большинства участников дискуссий самый восторженный прием («Давно пора!»). Однако мировая цивилизация досуга опирается на мировую же индустрию досуга. Наша цивилизация досуга среднего класса тоже опиралась на индустрию, но не нашу, а зарубежную. А между тем большинство участников дискуссий в интернете, испытывая патриотический подъем и демонстрируя (вынужденную) готовность «познать наконец Россию», требований к качеству своего отдыха не снижают. Они ждут хороших отелей, вкусной еды, качественного сервиса, а автомобилисты еще и отличных дорог по пути к новым впечатлениям, то есть всего того, что они получали в Европе и других местах. О снижении требований, готовности примириться с какими-то неудобствами на пути к своему знакомству с родной страной не пишет никто.
Массовые опросы рассказывают и о людях, которые хотели бы жить, как средний класс, но сегодня не могут. Так, накануне новогодних каникул среди тех, кто себя относит к «рабочим», 15% мечтали бы «съездить отдохнуть за границу», 10% хотели бы «ездить в экзотические страны». В нынешней ситуации этим мечтам не сбыться. Поэтому 52% из рабочих собирались «отдыхать дома», 12% – поехать к родным или знакомым в другой регион России. В зарубежную поездку собирались из них 3%. А в турпоездку по России с использованием услуг отечественной туриндустрии намеревались отправиться не более 1% рабочих. Советская система «здравниц» и «турбаз», куда привыкло ездить поколение их родителей, теперь не существует, а новой отрасли услуг для доступного «массам» отдыха в родных краях еще только предстоит сложиться.
В минувшем году одним из главных событий было присоединение Крыма. Пока в мечтах россиян идея «съездить в Крым» существует у 9%, тогда как мечта «съездить отдохнуть за границу» есть в головах 13%, еще 8% мечтают «ездить в экзотические страны». Крым как мечта проигрывает «загранице» как мечте в умах руководителей в полтора раза, в умах предпринимателей – в четыре раза. Выигрывает он только в сознании пенсионеров и домохозяек.
Но это мечты. В действительности не только рабочие, но и все остальные категории населения в основном ориентировались на отдых «дома». Так было всегда. Но в этот раз встреча остатков от восторгов прошлого года с начатками опасений по поводу года будущего привела к неожиданным результатам. Среди мечтающих съездить отдохнуть за границу молодежь на первом месте (22%), а старшее поколение на последнем (5%). Казалось бы, и в планах реальных поездок должно отразиться то же самое. Но молодые люди отвечали, что в праздники будут «отдыхать дома», еще чаще, чем их бабушки и дедушки (63% против 56%), а поездку за рубеж они планировали с такой же редкостью, что и пожилые – менее 3%. Среди людей наиболее обеспеченных в этом году намерение «отдыхать дома» выше, чем среди бедных, среди предпринимателей – выше, чем среди служащих, среди москвичей – выше, чем среди селян.
Для бурных переживаний прошедшего года нужен некий выход. Массовое сознание его ищет. Пока – по случаю безвременья меж новым и старым Новым годом – искало в темах, связанных с тем или иным ничегонеделаньем. Может быть, дальше начнут думать о том, что же все-таки делать.