Оазис террора: как Египет превратился в туристический ад
Партизанский полуостров
Россияне привыкли воспринимать Египет как комфортный и доступный курорт. На самом деле в регионе сформировался комфортный климат для террора. Большинство версий указывает на то, что авиакатастрофа в Египте произошла по вине террористов, так что эвакуация россиян была необходима и оправдана.
У террористов на Синайском полуострове два врага — нынешняя египетская власть и российское руководство. Если исламисты действительно причастны к крушению самолета, то они разом убили двух зайцев.
Два года назад в стране произошел военный переворот. Партия «Братьев-мусульман» (запрещённая в России организация), которые четыре года назад пришли к власти законным путем через выборы, была сброшена военными во главе с маршалом ас-Сиси. Он стал президентом и запретил деятельность «Братьев-мусульман», которые вообще-то существовали в Египте более 80 лет. Таким образом, умеренные исламисты оказались вне закона, многие подверглись репрессиям и были убиты. А самые радикальные, молодые и активные ушли в подполье. Причем большинство террористических групп действует как раз на Синайском полуострове.
Большинство египтян, похоже, смирились с военным переворотом, считая, что порядок и стабильность важнее честных выборов. Ас-Сиси сумел наладить отношения с Западом — в страну пошли кредиты и поехали туристы. В то же время умеренной оппозиции фактически в стране не осталось, зато появились радикальные группировки, действующие в духе «Аль-Каиды». И они превратились во внушительную силу, которая начала партизанскую войну с ас-Сиси.
Задача партизан — добиться свержения режима любой ценой. Для этого нужно подорвать экономику, в первую очередь туризм. Проще всего выполнить эту задачу с помощью террора, напугав всех туристов в Европе, чтобы и думать не могли об отдыхе в Египте. И эта задача выполнена — рейсы в Египет отменила Россия, турпоток из Европы тоже заметно упал. Террористы рассчитывают, что экономика резко пойдет на спад. Безработица и обнищание приведут к очередной революции в Египте, и к власти вновь придут «Братья-мусульмане».
Основная мишень
Почему россияне приоритетная цель? Террористические группировки на Синайском полуострове в прошлом году подтвердили, что подчиняются халифату, который создает запрещенная в России партия «Исламское государство». Террористы Синая — это часть джихадистского фронта. Все это одна мощная террористическая сила, с которой невозможно вести переговоры, которую боятся все соседние государства.
Как известно, Россия начала месяц с небольшим назад бомбить ИГ. Мы уничтожаем их людей, так что египетские террористы мстят за своих братьев. Они не признают национальностей. Есть только сумма верующих — мусульманская нация. И все остальные.
Неудивительно, что потребовалась экстренная эвакуация людей — можно усилить безопасность полетов и защитить аэропорты, но невозможно защитить все отели и города Египта, когда по соседству действуют мощные террористические группировки. 20 лет назад в египетском Луксоре террористы не стали ничего взрывать, они захватили храм и стали расстреливать туристов. Погибли 62 человека. Так что, наверное, туристам стоит смириться с испорченным отдыхом — жизнь важнее.
У России два пути, и не исключено, что оба ведут в тупик. Либо Владимир Путин дождется итоговых выводов по самолету, решит, что риск террористической угрозы слишком велик, и свернет военные действия в Сирии. Да, можно закрыть Египет для россиян, но нельзя закрыть Россию для радикальных исламистов. Все мы помним взрывы в метро и захваты заложников в Москве — такие вещи сильно подрывают авторитет властей. Тогда террористы будут торжествовать — они добились своих целей.
Обратный вариант — Путин решит удвоить усилия. Авиация сделала свое дело — скоро бомбить будет уже нечего. Тем не менее сирийская армия не добилась серьезных побед, значит потребуется наземная операция российских войск.
Сухопутная операция — это повод для джихада и дальнейшего усиления террористический угрозы. Ислам встал с колен, создает халифат, а Россия наносит удар в спину. Это мощный инструмент для пропаганды — на священную войну ИГ будет все активнее призывать радикальных исламистов со всего мира. По опыту Вьетнама и Афганистана мы знаем, что бывает, когда могущественная держава влезает в малую войну. Начать легко, а закончить очень сложно.