Старость в радость: как cделать дома престарелых пригодными для жизни
Жить самостоятельно из-за состояния здоровья не могут около 18% россиян старше 70 лет, говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения, при этом только 2% из них находятся в специализированных учреждениях. По данным Минтруда России, в них нуждаются 259 тыс. человек. Официальная очередь в государственные дома-интернаты для пожилых в России — 16 тыс. человек. С учетом того, что население страны стареет (в 2015 году доля пожилых людей старше 65 лет составила 13,5%, к 2030 году, по разным прогнозам, этот показатель достигнет 18–19,4%), необходимость в домах-интернатах будет только расти.
Домашний уход
На этот рынок влияют прежде всего демографическая и экономическая ситуация в стране. Из-за старения населения и снижения доходов выросло число тех, кто предпочитает, чтобы за их родственниками ухаживали дома, а не в специальных учреждениях. За последние четыре года спрос на услуги домашних работников по уходу за больными и престарелыми людьми возрос почти в 2,5 раза.
Сегодня предпочтение отдают преимущественно мигрантам. Около 95% всех сиделок получают зарплату в конверте, их отношения с работодателем юридически не оформлены, что приводит к невозможности сформировать в данной области систему стандартов качества и контроля. Фактически этот сегмент рынка просто невидим для государства: оно не только теряет доходы в виде неуплаченных налогов, но и несет нецелевые расходы. Например, гражданин признан нуждающимся и государство, выполняя свои обязательства, направляет к нему социального работника, но в то же время семья пользуется услугами домашней сиделки. Таким образом, складывается ситуация, в которой происходит дублирование функционала, в то время как государственные социальные услуги могли бы получить другие нуждающиеся граждане, не имеющие возможности нанять сиделку. Подобная ситуация беспокоит власть, которая в поисках новых ресурсов хочет вывести рынок домашнего ухода из тени.
Экономсегмент
Вторая тенденция — стремительный неконтролируемый рост числа домов престарелых. Их количество увеличивается вместе со спросом на услуги, предоставляемые такими учреждениями. Люди пытаются экономить и все чаще делают выбор в пользу пансионов «подешевле», не всегда понимая, что за этим стоит. По нашим расчетам, только прямые расходы для пансионов сегмента «эконом» составляют около 25 тыс. руб., а для сегмента «комфорт» — примерно 50 тыс. руб. (при этом рентабельность бизнеса в обоих случаях — около 20%). Если учреждение предлагает уход за меньшие деньги, оно, очевидно, экономит на качестве услуг, причем это может быть любая статья расходов — питание, персонал, лекарства и тому подобное.
Российское законодательство не обязывает сертифицировать данный вид бизнеса: чтобы открыть пансион для пожилых людей, не требуется ничего, кроме желания и первоначального капитала. В официальный реестр поставщиков социальных услуг в Москве и Московской области сегодня внесено до десяти учреждений, тогда как их реальное количество более 150. Такое положение дел не позволяет государству контролировать деятельность подобных организаций и защищать права престарелых. При этом просто закрыть некачественные центры нельзя, слишком велико число их подопечных — более 3 тыс., по данным некоммерческого партнерства «Мир старшего поколения». В случае закрытия им в срочном порядке нужно будет предоставить альтернативные места. Поэтому целесообразнее закрывать только те пансионы, которые опасны для жизни и здоровья, а в остальных с помощью государственных мер повышать качество.
Цивилизованный рынок
И наконец, третью тенденцию формируют люди, которые, несмотря на снижение своих доходов, по-прежнему готовы платить за услуги резиденций для пожилых. Если пять лет назад информация, что в пансионе сделан «евроремонт», являлась реальным конкурентным преимуществом, то сегодня у людей гораздо более серьезные требования. Они делают выбор в пользу тех учреждений, которые входят в международные ассоциации, включены в реестр поставщиков социальных услуг, имеют стандарты работы и регулярно участвуют во внешних проверках качества.
Описанные тенденции, вероятнее всего, будут способствовать еще более тесному контакту между бизнесом и государством, поскольку, как показывает зарубежный опыт, решение существующих на рынке проблем зачастую невозможно без участия властей. Например, во Франции, Бельгии и Израиле также множество мигрантов неофициально работали домашними сиделками. Чтобы вывести этот рынок из тени, государство стало субсидировать содержание пожилых людей в тех семьях, где сиделки получили специальный сертификат на свою деятельность. Таким образом, при минимальных вложениях рынок домашнего ухода в этих странах стал контролируемым и качественным.
В зарубежных странах также существовала и проблема некачественных услуг, оказываемых домами престарелых. Что было сделано для ее устранения? Во-первых, для того чтобы открыть пансион для пожилых людей, нужно получить специальную авторизацию от властей, то есть разрешение на ведение подобной деятельности. Во-вторых, государство задает для гериатрических центров строгие стандарты качества и жестко контролирует соответствие им. Эти стандарты примерно одинаковы для всех стран, поэтому внедрение мирового опыта будет наиболее эффективным решением для российской действительности. И наконец, уход за пожилыми людьми в специализированных учреждениях оплачивает государство, а семьи вносят дополнительную плату, если хотят создать своим пожилым родственникам более комфортные условия пребывания в пансионах (проживание в одноместной комнате, более дорогое питание и прочее). Важно понимать, что поддержка государством этого рынка не столько поможет развитию бизнеса, сколько будет способствовать решению социальных проблем общества.