Россия против НАТО: как теперь будут развиваться события в Сирии
Худший вариант
Вот и случилось то, чего мы все так опасались. Российский бомбардировщик сбит. По разным сведениям, как минимум один пилот погиб. Трагедия случилась в худшем варианте, когда российский самолет сбили не террористы или повстанцы, по-видимому, пока не располагающие соответствующим оружием, а вооруженные силы страны блока НАТО.
Владимир Путин обвиняет Турцию в «пособничестве терроризму», Анкара утверждает, что нарушалась сирийско-турецкая граница. Появятся ли доказательства с третьей стороны, например снимки космических разведчиков-наблюдателей? Да и внесут ли они ясность? Ведь у нас не принято доверять доказательствам из рук не самой дружественной стороны (например, США). Впрочем, некоторые источники в США, сообщает Reuters, и впрямь указывают, что сбит самолет был над территорией Сирии.
Важно, что российская сторона оказалась в тупике. Она не может «оставить безнаказанным акт агрессии», но противостоять мощи Североатлантического альянса Россия не в состоянии без крупных потерь. Удары по объектам на территории Турции должны быть исключены из арсенала средств возмездия. Следовательно, ответ может быть асимметричным — в сфере экономики, туризма, энергетики… Но первым делом, само собой, в российском телевизоре. Однако нагнетание истерии по ТВ — дело опасное, это станет дополнительным стимулом-побуждением российских властей к эскалации действий против Турции. Народ поддержит, судя по соцопросам, Третьей мировой у нас не так уж боятся.
Не тех бомбим
На данный момент ясно, что все предсказанные риски, сопровождающие российскую операцию в Сирии, были не надуманными. И речь даже не столько о полетах российских истребителей, что называется, на грани фола, с «легкими залетами» на турецкую территорию. Об этом Анкара многократно предупреждала с возмущением. Вроде как стороны договорились уладить это «недоразумение» мирно. Не уладили.
Немалая часть проблемы по-прежнему кроется в определении целей российского бомбометания, которые в основном подсказаны России асадовскими генералами. Эта проблема возникла с первых дней операции и, по-видимому, не урегулирована до сих пор. Если верить руководству Турции, то российские бомбардировщики сбрасывали свой груз на головы туркменов — общины, особо опекаемой Турцией. Кстати, противостоящей не только режиму Асада, ИГ (запрещенная в России организация), но и тем курдским группировкам, которые поддерживают Асада и устраивают теракты в Турции (Курдская рабочая партия).
Конечно, перенаправление Россией большей части своих авиаударов на ИГ облегчило бы задачу солидаризации Москвы с антиигиловской коалицией (страны Запада и арабские государства) хотя бы на поле боя, что называется, де-факто. Да и за ИГ открыто не стоит ни одно государство в регионе. Работа же российской авиации по целям умеренных группировок, борющихся с Асадом и ИГ, как видим, начинает оборачиваться серьезными проблемами и потерями. Не в последнюю очередь потому, что за ними стоят государства региона — Турция, арабские монархии Персидского залива и т.д.
Напомним, что пару недель назад Саудовская Аравия и Катар пригрозили ввести свои подразделения в Сирию, если понадобится. Ведь воюют же Иран и «Хезболла» на стороне Асада. Почему бы, мол, арабам не выступить наконец на стороне умеренных группировок против Асада и ИГ? А это может означать перспективу противостояния российской авиации. Словом, опять угроза столкновения уже между государствами. Почти как в случае с Турцией сейчас.
Мировые войны нередко вырастают из локальных конфликтов. Чтобы этого не произошло, России предстоит определиться — воюет она против ИГ или за Асада. Совмещать эти цели становится все сложнее.