Почему не стоит ждать появления ПРО США на Украине
Нагнетание опасности
В среду, 20 мая, секретарь СНБО Украины Александр Турчинов сказал, что Киев может начать консультации по размещению в стране компонентов системы ПРО — из-за «ядерной опасности», которая, по его словам, исходит от России. Турчинов заявил, что Россия планирует развернуть в Крыму полк бомбардировщиков Ту-22М3, оборудованных для несения ракет с ядерными боевыми частями, а также три дивизиона оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-К» и «Искандер-М», укомплектованных ракетами с ядерными боеголовками. А еще собирается переоборудовать музейный комплекс «Балаклава» в центр комплектации и обслуживания ядерных боеголовок на подводных лодках.
Можно полагать, что заявления Турчинова лежат в русле общего нагнетания со стороны руководства Украины. Украинские власти в последнее время много говорят об угрозе нарушения «сепаратистами» минских соглашений, об их возможном наступлении при поддержке Москвы на Мариуполь и другие районы страны.
Однако, на мой взгляд, руководство России в условиях санкций и антисанкций не меньше США и государств ЕС заинтересовано в выполнении минских соглашений — и не станет, судя по всему, поддерживать «сепаратистов» в дальнейшем наступлении. В свою очередь и представители США вчера заявили, что у США и НАТО нет планов по размещению систем ПРО на Украине.
«Ядерный психоз»
Но в ситуации и заявлениях Турчинова все же стоит разобраться подробнее, учитывая, что эти слова прозвучали на фоне продолжающегося уже некоторое время «ядерного психоза». Напряженность по поводу российской «ядерной угрозы» стала следствием не только растиражированных слов Владимира Путина в кинофильме о Крыме, но и заявлений в СМИ отдельных агрессивно настроенных российских экспертов и даже посла России в Дании. Последний, как написала газета Jyllands-Posten, сказал: «Я не думаю, что датчане в полной мере понимают последствия, если страна присоединится к возглавляемой США системе противоракетной обороны. Если это произойдет, датские военные корабли станут мишенями для российских ядерных ракет».
То, что бомбардировщики Ту-22М3 и ракетные комплексы «Искандер» могут быть оснащены ядерным оружием, давно известно. Однако о создании в Крыму ядерной инфраструктуры никакой достоверной информации нет. Да и военная целесообразность в ней, по моим оценкам, отсутствует — это будут неоправданные затраты.
Более того, угроза ядерного удара со стороны России по территории Украины представляется совершенно абсурдной. Дело не только в том, что главная роль ядерного оружия — это сдерживание, но и в том, что даже одиночный ядерный взрыв на территории Украины будет иметь катастрофические последствия и для России.
Раздражающий фактор
Что же касается размещения на территории Украины системы ПРО США, то это не повысит эффективность защиты Европы от баллистических ракет Ирана. Система ПРО в Европе разворачивается в соответствии с трехфазной программой США, и наземные ее компоненты с противоракетами SM-3 будут размещены в Девеселу (Румыния) и Редзиково (Польша). Как показали неоднократные расчеты независимых специалистов, эти две наземные базы вместе с морским компонентом системы ПРО будут вполне способны отразить атаки только единичных или групповых пусков баллистических ракет Ирана; они не повлияют на потенциал ядерного сдерживания России. Кроме того, в военном бюджете США существуют значительные финансовые ограничения, которые делают размещение элементов ПРО на Украине весьма маловероятным.
При этом планы развертывания системы ПРО в Европе, судя по выступлениям представителей американской администрации, не поменяются. Сегодня много говорят о том, что при достижении всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Ирана, гарантирующего исключительно мирный характер этой программы, система ПРО в Европе может не понадобиться. Однако даже помимо того, что по программе ПРО уже принят ряд законов, а американские военно-промышленные компании активно лоббируют свои интересы в связи с этой программой, есть и обстоятельства, связанные с отсутствием ограничений на развитие иранской ракетной программы.
Так, например, твердотопливная баллистическая ракета Ирана средней дальности мобильного базирования «Седжил-2» уже теперь способна поражать цели на дальности 2200–2400 км с полезной нагрузкой до 750 кг. По оценкам экспертов, при совершенствовании ее конструкции дальность составит примерно 3500 км — то есть это позволит наносить удары по большинству объектов на территории европейских государств.
При оснащении такой ракеты даже неядерной боевой частью под угрозой могут оказаться многие европейские объекты мирной ядерной энергетики — АЭС, исследовательские ядерные реакторы в мегаполисах, хранилища ядерных материалов и другие критические объекты в городах. Поэтому их защита с помощью систем ПРО не лишена смысла.
Однако все это имеет лишь косвенное отношение к заявлениям Киева о намерении начать консультации по элементам ПРО. Даже если речь пошла бы о размещении на Украине только радара европейской системы ПРО без противоракет, это не повысило бы эффективность этой системы и не угрожало бы России, но стало бы сильнейшим раздражающим фактором в отношениях Москвы и Киева, в чем сама Украина не заинтересована.