Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Ричард Хаас

Скрытая угроза: чем опасно ядерное соглашение с Ираном

Заключенное соглашение не заставит Иран умерить свои политические амбиции. И в ближайшие годы иранская проблема станет одной из главных проблем не только Ближнего Востока, но и всего мира

Другая сторона дипломатии

Соглашение под названием «Совместный комплексный план действий» (JCPOA), подписанное в результате интенсивных переговоров 14 июля между Ираном, пятеркой постоянных членов Совбеза ООН и Германией (Р5+1), вскоре вступит в силу. Но это совсем не означает решения вопроса ядерных амбиций Ирана или его вклада в продолжающиеся проблемы на Ближнем Востоке. Наоборот, новый договор способен усугубить нынешнее положение в регионе.

Соглашение ограничивает количество и качество центрифуг по обогащению урана, которые Ирану позволяется иметь в следующие десять лет, и предписывает допустимое количество низкообогащенного урана на 15 лет. Это явная положительная сторона заключенного договора. По словам президента США Барака Обамы, дополнительной мерой контроля станет механизм проверок «в случае необходимости», который позволит регулярно следить за соблюдением Ираном требований Совбеза ООН.

Основная задача JCPOA — увеличить период, который потребуется Ирану для производства ядерного вооружения, от нескольких месяцев до года, и создать возможность вовремя выявлять любые усилия иранской стороны в этом направлении. Перспектива оставить Иран без ядерного оружия в ближайшее пятнадцатилетие — главная «достопримечательность» соглашения. Санкции сами по себе не смогли бы дать такой эффект, а применение военной силы повлекло бы за собой значительный риск с неясными результатами.

С другой стороны (а в дипломатии всегда есть вторая сторона), соглашение позволяет Ирану сохранить гораздо больше ядерного потенциала, чем необходимо для гражданских исследований или символических опытов с обогащением урана. В дополнение Ирану обещают снятие экономических санкций, что позволит правительству активнее помогать различным силам по всему Ближнему Востоку. Например, поддерживать правительство в Багдаде и сирийского президента Башара Аль-Асада. Кроме того, соглашение разрешает все виды ядерных исследований и никак не ограничивает Иран в разработке ракет. Продажа баллистических ракет и ракетных частей Ирану запрещена на следующие восемь лет, а продажа обычного вооружения запрещена на пять.

Правда, есть шанс, что Иран просто не станет следовать основным предписанным требованиям и продолжит разработку ядерного вооружения. С учетом достижений Ирана такой сценарий по понятным причинам вызывает немало озабоченности и критики по поводу заключенного соглашения. Именно поэтому критики JCPOA требуют, чтобы несоблюдение требований каралось удвоенными санкциями и в случае необходимости военной силой.

Иран через десять лет

Другая большая проблема получила сегодня гораздо меньше внимания: что произойдет, если Иран будет соблюдать принятое соглашение? Страна вполне способна за десять лет подготовиться к тому, чтобы вырваться из ядерных ограничений, когда сроки соглашения истекут. Тогда его будет мало что сдерживать, за исключением Договора о нераспространении ядерного оружия, — добровольного соглашения, которое не включает штрафные санкции за несоблюдение.

Остается надеяться, что США и другие страны, присоединившиеся к соглашению, смогут убедить Иран в том, что любые действия, которые обеспечат ему ядерное оружие через 15 лет, хотя и не исключаются из соглашения явным образом, все-таки неприемлемы. Этого можно добиться либо введением повторных жестких санкций в случае первых признаков того, что Иран продолжает заниматься запрещенными разработками, либо угрозой превентивного военного удара, если выяснится, что разработка ядерного оружия продолжалась после вступления в силу соглашения JCPOA.

Мир уже допустил ошибку, позволив Северной Корее начать работу над ядерным оружием, и не хотелось бы, чтобы такая ошибка повторилась.

Одновременно значительные усилия нужно направить на то, чтобы развеять опасения соседей Ирана, которые попытаются обезопасить себя от потенциального прорыва в ядерной сфере через 15 лет путем разработки собственной ядерной программы. Ситуация на Ближнем Востоке крайне сложная, и противостояние в этом регионе потенциальных ядерных держав сделает ситуацию запредельной. Именно поэтому утверждение Обамы, что соглашение «остановило распространение ядерного оружия в этом регионе», является в лучшем случае преждевременным.

Для выравнивания ситуации от Белого дома потребуется восстановить стратегическое доверие между США и Израилем. И это уже первоочередная задача для следующего американского президента.

Ни одно из вышеописанных требований не исключает избирательного сотрудничества с Ираном в Афганистане, Сирии или Ираке в случае, если это будет совпадать с политическими интересами Совбеза ООН. Но в вопросе ядерного вооружения должен преобладать реализм. Не стоит исходить из того, что принятое соглашение заставит Иран умерить свой радикализм и стратегические амбиции. Появление стремительно развивающегося, а не сдерживаемого Ирана будет одной из главных проблем, с которой столкнется Ближний Восток, если не весь мир, в ближайшие годы.

Copyright: Project Syndicate, 2015
www.project-syndicate.org

Об авторе
Ричард Хаас Ричард Хаас президент Совета по международным отношениям
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Видео недоступно при нулевом балансе
Лента новостей
Курс евро на 28 февраля
EUR ЦБ: 92,04 (+1,85)
Инвестиции, 27 фев, 21:00
Курс доллара на 28 февраля
USD ЦБ: 87,7 (+1,77)
Инвестиции, 27 фев, 21:00
Трамп заявил о поддержке принципа коллективной обороны НАТОПолитика, 04:08
КНДР объявила о запуске стратегической крылатой ракетыПолитика, 03:37
В аэропорту Шереметьево ввели ограничения на полетыПолитика, 03:15
Трамп заявил, что уважает ЗеленскогоПолитика, 03:11
OpenAI представила новую модель ИИТехнологии и медиа, 03:06
Трамп вновь пообещал помочь Украине с возвращением территорийПолитика, 02:20
В Непале произошло землетрясение магнитудой 6,1Общество, 02:08
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Трамп оценил перспективы мира фразой «или скоро, или не наступит вообще»Политика, 01:18
Ракета «Союз-2.1а» с кораблем «Прогресс МС-30» стартовала с БайконураТехнологии и медиа, 00:42
Стармер выразил готовность отправить на Украину войска и авиацию для мираПолитика, 00:28
Уход Карпина и демарш латиноамериканцев. Что важно знать о рестарте РПЛСпорт, 00:12
Власти задумались над созданием профилей людей до 35 летТехнологии и медиа, 00:01
В Думе предложили обновить правила репатриации в РоссиюПолитика, 00:00
Полиция сочла смерть Джина Хэкмена и его жены подозрительнойОбщество, 27 фев, 23:43