Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Денис Волков

«Подберут человека»: что думают российские избиратели о проблеме-2024

Как показывают социологические исследования, и сторонники, и противники нынешних властей уверены в их способности найти «правильного» преемника в 2024 году, но не исключают и фактического продления полномочий Владимира Путина

Большинство россиян мало думают о будущем. Они плохо ориентируются в политическом календаре, немногие смогут с ходу правильно назвать дату следующих президентских выборов. Спрашивать людей о событиях, которые должны произойти через пять-шесть лет, — дело неблагодарное. Впрочем, это не значит, что говорить на эти темы невозможно в принципе. Хороший повод обсудить возможные сценарии российской политической жизни предоставляют события в других странах, которые наши соотечественники волей-неволей примеряют на себя. Поэтому отставка президента Казахстана и смена власти на Украине дают достаточно пищи для размышлений о выборах президента России в 2024 году.

Два сценария

Участники проведенных Левада-центром в конце апреля фокус-групп (москвичи, разделенные в зависимости от возраста и от своего отношения к Владимиру Путину) в основном обсуждали два главных сценария: либо президент никуда не уходит и продолжает оставаться на своем посту, либо уходит и назначает себе преемника. Приверженцев первого сценария много как среди сторонников, так и среди противников Путина, но аргументируют они свою позицию по-разному. По мнению сторонников, нынешний президент не доделал все дела, полон сил и «никуда не собирается». Кроме того, они отмечают, что заменить Путина все равно некем — на горизонте еще не появилось сравнимой по масштабу «харизматической личности».

Противники Путина, которые не верят в его уход, также называют множество причин: властолюбие, зависимость от окружения, для которого президент является комфортной фигурой. В этой логике Путин, как и любой другой политик на его месте, будет «держаться до последнего».

И апологеты, и скептики совершенно не верят в досрочный уход. Первые воспринимают такой шаг как слабость, почти как предательство: пусть отработает, а уже потом уходит! Вторые склонны считать, что в России вообще никто никогда от власти не отказывается по доброй воле. Поэтому условный ельцинский вариант 1999 года считают вероятным лишь немногие.

Похоже, что далеко не все респонденты догадываются о существовании каких-то конституционных ограничений для выдвижения Путина на новый срок. Участие действующего президента в очередных выборах многими воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Среди тех, кто говорил о возможности ухода Владимира Путина, преобладало мнение, что такое может случиться только по состоянию здоровья. А иначе какой смысл ему уходить? Согласно другому мнению, отставка возможна, если за оставшиеся несколько лет президент наделает серьезных ошибок в социальной сфере. Некоторые предпосылки к такому исходу есть: непопулярная пенсионная реформа, падение доходов населения. Но в реальность такого исхода событий люди верят мало.

Переезд из Кремля

В случае ухода наиболее вероятным респондентам кажется «казахский вариант», когда президент выбирает преемника и сохраняет рычаги управления. «Украинский сценарий» сегодня респондентами исключается как маловероятный. Большинство участников фокус-групп считают, что в России оппозиционный кандидат не сможет победить на выборах действующего президента или его преемника. Такое мнение во многом базируется на восприятии событий на Украине. Доминирует представление, что там голосовали не за Владимира Зеленского, а против Петра Порошенко, потому что устали «от войны, нищеты и коррупции», «им было главное, чтобы власть сменилась». Как уже упоминалось, в России такой вариант, по общему мнению, возможен только в случае социальной катастрофы, если авторитет власти сильно упадет и сама она допустит к участию в выборах реальных кандидатов. Сегодня такой сценарий большинству кажется нереальным.

И сторонники, и противники Путина сходятся на том, что наиболее вероятным способом передачи власти станет назначение преемника: «Подберут нам приличного человека, и мы за него проголосуем». Этому сопутствует общая уверенность, что решение о преемнике будет приниматься где угодно, только не на выборах. При этом сторонники Путина приветствуют такую схему, потому что «доверяют мнению президента». В преемнике они видят гарантию, что «не будет хуже», что новый человек «ничего не сломает», «продолжит политику Путина», «сбережет то, что есть». Все эти аргументы сильно напоминают мотивы людей, голосовавших в 2008 году за Дмитрия Медведева.

Многие противники Путина тоже соглашаются, что преемника сначала назначат, а потом изберут на всенародных выборах. Однако в их словах сквозит обреченность: «все решат за нас», «нас никто не спросит». Демократическая смена власти, по их мнению, возможна только в «цивилизованных странах», а мы до этого уровня не доросли.

И апологеты, и скептики нынешнего политического порядка сходятся в том, что после назначения преемника ничего не изменится.

Если не Путин

При обсуждении кандидатуры возможного преемника чаще других звучит имя Дмитрия Медведева. Объяснения этому дают следующие: во-первых, он уже был президентом, а значит, обладает необходимым опытом и Путин ему доверяет. А во-вторых, сам факт, что Медведев занимает пост премьер-министра, увеличивает его шансы на президентское кресло.

Вслед за Медведевым называют других политиков — в соответствии с рейтингом доверия. Чаще других звучит имя министра обороны Сергея Шойгу — он в списке сразу после президента, реже — главы МИДа Сергея Лаврова, мэра Москвы Сергея Собянина или коммуниста Павла Грудинина. Сильной стороной Шойгу является его принадлежность к армии, Собянин хорош тем, что «навел порядок» в столице, показал себя «крепким хозяйственником». Грудинин считается успешным бизнесменом и хорошим управленцем. Эти фигуры демонстрируют черты, которые должен иметь идеальный кандидат в президенты. А вот Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов воспринимаются как вечные оппоненты власти на выборах и в числе преемников не рассматриваются.

Многие считают, что преемником станет вообще неизвестный человек, которого мы не знаем или не замечаем, так как он не находится на первых позициях. Респонденты ссылаются на собственный опыт: ни Путина, ни Медведева они тоже сначала не знали. А значит, и на этот раз может быть так же: «За год до выборов появится человек, абсолютно новый, не приевшийся, причем грамотный, и все будет шикарно»; «свежего достанут» или «как бы свежего». Это обязательно будет «приличный», «достойный» человек, которого нам «подберут». По мнению респондентов, им может стать выходец из спецслужб или военный. Обязательно с опытом государственного управления — губернатор, региональный руководитель или советник.

По общему представлению, преемником непременно должен стать мужчина, а лучше «работящий мужик». Женщина просто не справится, потому что «масштаб страны очень большой», российская политика жесткая, да и на мировой арене нельзя давать слабину. Поддержка Путина обязательно сыграет преемнику в плюс — так думают даже те, кто не поддерживает нынешнего президента, но признает его популярность у большей части населения.

Возможно все

Следует подчеркнуть, что оба основных сценария — «Путин остается» и «Путин уходит, но оставит преемника» — воспринимаются достаточно спокойно. Большинство респондентов готовы принять его выдвижение на новый президентский срок, потому что или не знают о существовании каких-то ограничений, или смирились с тем, что от их мнения все равно ничего не зависит.

Сторонники президента склонны преувеличивать негативные последствия его ухода, особенно на мировой арене. По их мнению, в международных делах Путин завоевал такой авторитет, что на его фоне любой новичок будет выглядеть скромнее. Среди апологетов президента есть и те, кто считает, что в случае ухода Путина стране грозит развал, но они в явном меньшинстве. Скорее преобладает настроение, что после Путина будет «похуже», но никакой катастрофы не случится. Скептики горевать о президенте тем более не собираются.

Получается, что в России в прямом соответствии с известной фразой Владимира Зеленского «все возможно». Только в нашем контексте слова украинского президента приобретают иной смысл. В России возможно все, что предложит власть, потому что большинство избирателей заранее согласны с этим предложением.

Об авторе
Денис Волков Денис Волков социолог Левада-центра
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Видео недоступно при нулевом балансе
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 03 дек, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 03 дек, 17:33
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The EconomistPro, 09:39
Как обезопасить аккаунт на криптобиржеКрипто, 09:39
Хантера Байдена обвинили в задолженности на $300 тыс. за квартируПолитика, 09:37
Малкин побил рекорд НХЛ по голевым передачам в овертаймахСпорт, 09:33
Рынок акций Южной Кореи упал после введения военного положенияИнвестиции, 09:28
Суд в США закрыл дело против Хантера Байдена после помилования отцомПолитика, 09:18
«Сделано в России»: всегда ли нужно разрешение на такую надпись на товареPro, 09:11
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В ВТБ предсказали сжатие ипотечного рынка минимум на 20% в 2025 годуНедвижимость, 09:05
В ноябре новостройки подешевели лишь в трех городах-миллионникахНедвижимость, 09:00
Минобороны сообщило о перехвате 11 дронов над регионами РоссииПолитика, 08:57
Чек-лист для подбора зимних шинРБК и Ikon tyres, 08:55
Капризов забросил шайбу в овертайме и вышел в лидеры бомбардиров НХЛСпорт, 08:55
У вертолета с 3 пассажирами оторвало хвост при посадке близ ВладивостокаОбщество, 08:51
Реальны ли $40 за баррель: что ждет цены на нефть после прихода ТрампаPro, 08:35