Санкции против России: оставить нельзя отменить
В июне ЕС будет принимать очередное решение о сохранении или отмене санкций в отношении России. Возможные варианты все активнее обсуждаются политиками и экспертным сообществом. Эксперты Atlantic Council выступили со статьей о необходимости сохранения санкций в отношении России. Российский политолог Владислав Иноземцев на страницах престижного Internationale Politik призвал европейцев к отказу от идеологии «доходов и потерь» и возложил на них моральную ответственность за предстоящее решение. EUObserver, со ссылкой на американских дипломатов, рассказал о европейских дискуссиях по приостановлению отраслевых санкций, а нижняя палата парламента Франции даже приняла резолюцию, рекомендующую правительству страны не поддерживать продление санкции ЕС в отношении России. Вопрос о возможности полной или частичной отмены санкций повис в воздухе.
Выдать желаемое за действительное
Судя по настроениям политиков и бизнеса в Германии, от которой во многом зависит предстоящее решение, реальных предпосылок для отмены санкций уже этим летом нет. С этим соглашаются даже самые горячие сторонники отказа от санкционного режима. По словам Андреаса Метца, представителя Восточного комитета немецкой экономики, «отмена отраслевых санкций вызывает серьезные сомнения, а аннулирование или смягчение персональных санкций в краткосрочной перспективе просто невозможно», потому что это стало бы «катастрофой для ЕС», «показателем игнорирования» позиции отдельных государств ЕС — Польши и стран Балтии, настаивающих на их сохранении. Хотя он и допускает, что «частичная отмена отраслевых санкций, например в области энергетики, была бы возможна».
Проведенный в конце апреля в преддверии экономического форума в Берлине опрос 180 представителей немецкого бизнеса и политики показал следующую картину: 15% опрошенных ожидают отмены санкций к лету 2016 года, 19% видят такую возможность к концу 2016 года, 27% говорят об отмене санкций не ранее 2017 года, 38% полагают, что санкции пришли надолго и об их отмене реального говорить не ранее 2018 года или много позднее.
При этом немецкий бизнес понимает, что даже в случае отмены санкций вернуться на российский рынок будет непросто. Руководитель рабочей группы по вопросам АПК при Восточном комитете Германской экономики доктор Пер Бродерзен считает, что это «возвращение былого status quo потребует времени, обоюдных усилий и, что сейчас особенно сложно, взаимного доверия».
При этом покупательная способность россиян серьезно снизились, а введение ранее российской стороной разных санитарно–гигиенических барьеров для продукции из ЕС затрудняет сохранение былых позиций немецких компаний на российском рынке.
Стоит признать, что немецкий бизнес уже свернул долю своего участия на российском рынке, однако на нем по-прежнему остались те, кого санкционный режим не затрагивает. Химический гигант Henkel в июне открывает в Новосибирске свой девятый завод в России, фармацевтическая корпорация Novartis строит новый завод в Санкт-Петербурге, еще один производитель лекарств — Bionorica — собирается открыть свое производство в Воронеже к 2017 году и т.д.
Альтернатива для России
Внутри правящей коалиции в Германии также есть разные взгляды на продление санкций в отношении России. Апрельский опрос показал, что за полную отмену санкций выступают 19% христианских демократов, 22% сторонников партии Зеленых, 40% социал-демократов, 66% левых и 65% представителей партии «Альтернатива для Германии». Частичную отмену отдельных отраслевых санкций поддерживают 45% христианских демократов, 42% сторонников партии Зеленых, 30% социальных демократов, 17% электората Левой партии (бывшая Партия демократического социализма) и 26% представителей правоконсервативной партии «Альтернатива для Германии». Идею сохранения санкций высказывают 23% христианских демократов, 24% сторонников социальных демократов и партии Зеленых, 7% представителей партии «Альтернатива для Германии» и 2% левых.
Министр экономики и энергетики вице-канцлер Германии Сигмар Габриэль на состоявшемся в марте российско-немецком форуме призвал к «новому старту в российско-немецких отношениях» и заявил о необходимости заново рассмотреть потенциал «проекта от Лиссабона до Владивостока» Такой оптимизм вице-премьера разделяют в большей степени социал-демократы, а также левые и правые радикалы.
Исход дискуссии во многом зависит от оценки эффективности самих санкций. Еще в конце 2015 года парламент Германии потребовал от федерального Министерства экономики и энергетики развернутого ответа о влиянии санкций ЕС и США на российскую экономику и получил ответ, что санкции не играют какой-то значимой роли в снижении финансового, инвестиционного потенциала и покупательной способности в России.
Можно соглашаться с этим аргументом или нет, но он стал ключевым для сторонников отмены санкций, понимающих, что их эффект не в экономической, а в идеологической и политической составляющей. Получается эдакий парадокс: европейские лоббисты отмены санкций, воспринимаемые в России как ее сторонники, призывают отменить санкции, не в последнюю очередь для того, чтобы у руководства России пропал аргумент о злобном Западе, желающем погубить российскую экономику.