Мормонский кандидат: как Дональд Трамп нашел нового посла в России
Президент Дональд Трамп несколько недель искал кандидата на должность нового посла в Россию. За это место шла активная борьба между тремя группами. Первая группа, во главе с вице-президентом Майклом Пенсом, продвигала кандидатуру бывшего губернатора штата Юта Джона Хантсмана-младшего, а вторая, при поддержке министра обороны Джеймса Мэттиса, делала ставку на сенатора Линдси Грэма. Кроме того, в американских СМИ появлялась информация о возможном назначении политолога и специалиста по России Тома Грэма, пользующегося патронатом Генри Киссинджера. Джон Хантсман и Линдси Грэм являются «ястребами», в то время как Том Грэм многократно говорил о необходимости нормализации двусторонних отношений. В результате Трамп сделал выбор в пользу Хантсмана, который уже согласился возглавить американскую дипмиссию в Москве. Технически ему необходимо получить одобрение в сенатском комитете по международным делам, а также агреман от принимающей стороны. Однако пока нет никаких оснований ожидать проблем при утверждении этой кандидатуры. Итак, кто такой Джон Хантсман и чем примечательно его назначение?
Миссионер
Первое, что бросается в глаза экспертов, — это религиозная принадлежность Хантсмана. Он мормон, а среди его предков пастор Парли Пратт, ближайший соратник основателя церкви мормонов Джозефа Смита. По официальным данным, мормонов более 30 млн человек по всему миру, 20 млн из них живут за пределами США. Еще в XIX веке правительство США, состоящее преимущественно из протестантов, воспринимало мормонов как внутреннюю угрозу. Во времена Американо-мексиканской войны 1846–1848 годов власти даже опасались союза мормонов и мексиканцев.
Но эти времена давно прошли. Учитывая доминирующие позиции мормонов в штате Юта, федеральные власти решили наладить с ними диалог и интегрировать эту религиозную группу в американское общество. Мормонские миссии требуют парадоксального сочетания идеологической стойкости и прагматической гибкости. Молодые мормоны-миссионеры обязаны посвятить два года своей жизни миссионерской деятельности, трудясь полный рабочий день. В их обязанности входит изучение языка места проживания и приспособление к местной культуре. В России действуют семь мормонских миссий, а общее число прихожан составляет более 20 тыс. человек. Таким образом, мормоны обладают серьезной разветвленной транснациональной сетью, которую успели по достоинству оценить как республиканцы, так и демократы. С начала 1990-х годов на ключевые посты в ФБР и ЦРУ, связанные со сбором и анализом информации, было назначено немало представителей церкви мормонов.
Растет и число высокопоставленных политиков-мормонов. Достаточно упомянуть Митта Ромни, который был избран губернатором преимущественно католического штата Массачусетс и стал кандидатом от Республиканской партии на президентских выборах 2012 года. Впрочем, когда говорят, что Ромни стал первым мормоном — кандидатом на должность президента, ошибаются. На самом деле многие мормоны безуспешно пытались покорить Белый дом начиная с Джозефа Смита.
Сторонник Рейгана
Хантсман активно поддерживал Ромни. Некоторые американские эксперты отмечают, что Ромни оказал серьезное воздействие на формирование политических взглядов своего друга и спонсора. Сам Хантсман считает себя носителем идей другого великого республиканца — президента Рональда Рейгана. Справедливости ради стоит отметить, что и Ромни считает Рейгана своим учителем. Действительно, молодой мормонский миссионер начал свою политическую карьеру на государственной службе в качестве помощника первого советника президента Рейгана. Республиканец относился к начинающему и трудолюбивому политику с большой симпатией и доверием. В 1988 году Рейган доверил Хантсману курировать доставку американской гуманитарной помощи в советскую Армению, которая сильно пострадала от землетрясения.
С тех пор он служил на разных позициях при четырех президентах. Был послом в Сингапуре (1992–1993) и в Китае (2009–2011). В обоих случаях он получал голоса всех сенаторов во время процедуры утверждения, что бывает крайне редко. Дважды избранный губернатор штата Юта, Хантсман утроил доходы штата и снизил уровень безработицы до исторического минимума. Он был признан наиболее эффективным руководителем в стране и стал председателем Ассоциации губернаторов Америки. В настоящее время он является членом совета директоров Ford Motor Company, Chevron Corporation и Hilton Worldwide. Кроме того, Хантсман является почетным членом Института Брукингса, попечителем Фонда Военно-морской академии, президентского Фонда Рейгана, председателем Фонда Хантсмана по борьбе с раком, а также Атлантического совета — одного из ведущих американских мозговых центров.
Критик России
В целом карьера Хантсмана и его назначение на должность посла в России позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, он не смог преуспеть в большой политике из-за своей неоднозначной репутации в республиканских элитах. В отличие от Ромни Хантсман не стал твердым республиканцем, поддерживая действующую власть вне зависимости от ее партийной принадлежности. Послом в Сингапуре и Китае он служил при демократических администрациях Билла Клинтона и Барака Обамы. Этот факт говорит о его лояльности политическому курсу, что сейчас крайне необходимо президенту Трампу.
Во-вторых, выбор Хантсмана будет с одобрением воспринят как партийными элитами, так и ведущими лоббистскими группами. Иными словами, его кандидатура не вызовет серьезных противоречий, что крайне важно для новой администрации. Наконец, Хантсман как жесткий и последовательный критик России должен успокоить общество и элиты, встревоженные после скандала, который привел к отставке советника по национальной безопасности Майкла Флинна. Ну а для российской стороны важно, что подобный выбор посла говорит о нежелании Вашингтона кардинально менять свою политику в отношении России.