Картинка в картинке: как выдвижение Путина совпало с решением МОК
История выдвижения президента в кандидаты в какой-то момент стала затягиваться и пробуксовывать. Когда загадочность становится слишком загадочной, люди немного теряются. Но главная проблема была в том, что слишком длящаяся неопределенность повышает уровень ожиданий. Логика обывателя проста: если так тянуть, то не иначе, как ради чего-то выдающегося. А с этим уже были проблемы: грандиозное мероприятие вроде республиканского съезда в Штатах не попадало в настроение, интимный акт в глубинке не соответствовал статусу события, а нечто рядовое уже походило бы на выстрел вхолостую. Своего рода искусственный цугцванг.
Идеальный размен
Напряженное ожидание благополучно разрешилось не просто так, а с возвращением утраченной было интриги. Сложность в этот день искусственно накручивали: прессу и всех интересантов исподволь готовили, а мероприятий предусмотрительно было назначено сразу два — чтобы добавить минимально необходимой неопределенности, а с ней и информативности.
Но и это оказалось сложно, поскольку сценарий в целом был предсказуем. Если бы долгожданное объявление было сделано на форуме «Доброволец России-2017», это обидело бы рабочий класс и на ГАЗе уже ни о чем другом нельзя было бы говорить. Поэтому драматургия строилась с ложным финалом: сначала, что называется, дали понять и уже почти было объявили, но... Не объявили, зато потом на полном газу подтвердили предварительный намек уже и прямым текстом. Это было тонко.
Однако и это все еще не интрига, а так, интрижка. Подлинный шедевр политтехнологического гения заключается в синхронизации президентского выхода с объявлением решения МОК о формате участия нашей команды в корейской Олимпиаде. В связи с этим понятный, хотя и не прямой смысл обретают несколько неожиданные слова президента о том, что для объявления об участии в выборах не могло быть «лучшего места и лучшего повода». Если бы сказал «и лучшего момента», это было бы правдой, но уже лишней.
Ни у кого не может быть и тени сомнения, что подобные совпадения случайными не бывают (иначе это был бы откровенный брак в том, что называется хронополитикой — политикой времени и скорости). Поскольку дата решения МОК от России не зависела и с ней не согласовывалась, значит момент подгадывали с нашей стороны и подгоняли график. Вариант получался дважды удобный. Если бы решение МОК оказалось для России совсем чудовищным, неприятное ощущение залили бы приятной неожиданностью четвертого обретения нацией своего лидера. И наоборот, несколько неожиданная обыденность обстановки столь долгожданного объявления скрадывалась делением внимания аудитории с другим сильным информационным поводом — допингово-олимпийским. Размен в сложившейся ситуации можно считать идеальным.
Непрерывная кампания
Если бы не это совпадение во времени двух столь значимых и уравновешивающих друг друга событий, выбор момента мог бы показаться и вовсе лишенным знаковости. То, что выдвижение так или иначе состоится, было ясно уже по активизации президентского пиара в последнее время. Строго говоря, предвыборная кампания президента у нас вообще никогда не заканчивается и носит, если можно так выразиться, хронический характер. Это видно уже по всем политическим хроникам и характеру освещения в СМИ деятельности первого лица государства. В последнее время наметилось повышение пиар-активности даже на этом привычно приподнятом фоне, однако в таком режиме до выдвижения можно было тянуть еще долго. Тем не менее было ясно: отмашка сделана, процесс в чуть усиленном режиме пошел.
Для нас это вопрос принципиальный, поскольку непрерывная кампания — это рейтинг, а рейтинг Путина — главный ресурс власти. Так устроена эта система, в которой вождь запредельной народной любовью держит в узде и страну, и сам истеблишмент. Это главная и едва ли не единственная символическая скрепа персоналистского режима. Отсюда такая фиксация на зашкаливающих результатах голосований и запредельной «социологии» при полном исключении даже намеков на что-либо политически конкурентное. В этом смысле сакраментальная фраза «не будет Путина, не будет и России» являет собой истинную правду. Этой России не будет точно.
Сам этот запредельный, подавляющий рейтинг во многом держится на грандиозности и великолепии символических даров — Олимпиад, чемпионатов, маленьких победоносных войн и на виртуальной дипломатии. Если посмотреть на заголовки публикаций в пропагандистских агрегаторах новостей, то создается впечатление, что большая политика — это особого рода комплексный вид спорта, вроде тридцатиборья. И в этом спорте мы каждый день одерживаем по три-четыре сокрушительные победы над всеми державами, союзами и отдельными соперниками, не проявляющими к нам должного почтения.
Правда, сейчас эта традиция провоцирует новый раунд гражданского противостояния как раз из-за решения МОК. Страна расколота, одни верят президенту и другим умным людям, что участвовать даже на этих условиях необходимо. В конце концов, у нас есть шанс уйти с Олимпиады под собственным флагом, что обойдется совсем недорого: $15 млн и пристойное поведение во все время соревнований. Другие считают участие в этой Олимпиаде категорически недопустимым и требуют организации наших собственных альтернативных Олимпийских игр, как когда-то Игр доброй воли. Если бы такое решение было принято, оно стало бы вторым Крымом по оглушительному внутриполитическому эффекту и по разрушительным внешнеполитическим последствиям. Но похоже, мы все же чему-то учимся на собственном опыте.