Мифы о госдолге: почему доллар не рухнет
Недавнее выступление руководителя ФРС Джанет Йеллен вызвало очередную волну позитивных настроений на рынках. Понимание того, что ключевая мировая ставка будет повышаться плавно и не превысит в этом году 1%, заставило расти рынки акций, а доллар продолжил свой понижательный тренд, начатый в конце прошлого года.
При этом вновь можно услышать голоса, предсказывающие дальнейшее глубокое падение доллара. И одним из главных аргументов в пользу этой точки зрения является размер госдолга США, который превысил 100% американского ВВП: вот, мол, ставки вырастут, и американцы не смогут обслуживать свой долг.
Безусловно, американская экономика имеет свой набор проблем, и даже весьма серьезных: относительно низкие темпы роста при беспрецедентном уровне денежного стимулирования, прогнозируемый высокий уровень дефицита бюджета, хронический дефицит текущего счета и т.д. Но проблемы госдолга в этом ряду нет. Никакого «коллапса» американского долга в ближайшие (и не только) годы не предвидится.
Накачка деньгами
Посмотрим на аргументацию сторонников теории «коллапса». Первое, на что они обращают внимание, — это магический уровень 100% ВВП как порог устойчивости экономики. Его превышение якобы чревато весьма серьезными последствиями в будущем.
Однако Япония давно уже перешла уровень 200%, и пока можно сказать, что она является своего рода «первопроходцем» новых нетрадиционных методов денежно-кредитной и бюджетной политики. Именно здесь родился подход, названный «количественным смягчением», задолго до кризиса 2008 года. Именно Япония уже несколько лет имеет дефицит бюджета около 6%, за который ее непременно исключили бы рано или поздно, будь она участником Маастрихтских соглашений.
Тот же Сингапур, который очень часто ставят в пример другим странам как образец быстрого экономического развития, давно имеет госдолг, превышающий 100% ВВП.
Иной, более серьезный и научный довод в пользу скорого «коллапса» представлен на следующем графике. Не вдаваясь в подробности, можно сделать вывод о том, что за 30 с лишним лет финансирования бюджета США за счет увеличения госдолга срок полного погашения всего долга за счет доходов бюджета вырос примерно с двух до семи лет. При этом ставка ФРС была снижена в десятки и даже сотни раз.
«Накачка» американской экономики все более дешевыми бюджетными и эмиссионными деньгами за эти 35 лет была абсолютно беспрецедентной. И тем не менее долговой проблемы, по крайней мере в обозримом будущем, нет.
Нестрашный долг
У любого долга есть две главные составляющие — погашение долга и оплата процентов. Также важными признаками качества долга являются его средний срок и средняя ставка.
Разберемся по порядку. Первым признаком проблем у заемщика, как хорошо известно из рыночной практики, является несвоевременная или неполная оплата процентов по долгу. Как обстоят дела с процентными платежами по американскому долгу?
Последние 20 лет эти платежи практически не меняются по своему объему, колеблясь вокруг величины $230 млрд. При этом доля процентных платежей в общих расходах бюджета постоянно снижалась и составляет сегодня менее 7%, что является историческим минимумом для этой страны. Да и по мировым меркам это весьма и весьма невысокий уровень, так что ожидать проблем с обслуживанием долга в обозримом (10–15 лет) будущем вряд ли приходится.
Сегодня доллар является ключевой валютой мирового торгового и финансового оборота, доля его использования балансирует вблизи 50%. Это означает, что примерно половина всех мировых транзакций осуществляется в долларах. Размещение больших объемов долларов в мировой банковской системе становится все более затруднительным. Во-первых, из-за того, что краткосрочные ставки по доллару находятся на крайне низком уровне, а во-вторых, из-за повышенных рисков, связанных с мировой банковской системой в целом. Остается только один выход — продолжать размещать доллары во все больших объемах в облигации американского казначейства.
Показатели среднего срока и ставки американского долга также существенно улучшились за последние годы, чему в немалой степени способствовали ситуация ультранизких процентных ставок и не утихающие разговоры о том, что банковская система в мире, и особенно в Европе, не прошла очередной стресс-тест и должна принять меры по снижению рисков. Из-за этих требований банки «перегружены» дешевой и краткосрочной ликвидностью.
Так, например, если в 2000 году средняя ставка по долгу составляла 6,5%, то в 2016 году аналогичные цифры были уже 2,3% (практически в три раза меньше). Если же говорить о среднем сроке долга, то, пройдя в 2008 году минимальную точку в 48,5 месяца (больше четырех лет), он затем в 2015 году вырос до 68,8 месяца (около шести лет), повторив исторический максимум.
В общем, и с длительностью долга, и с его стоимостью ситуация обстоит весьма благополучно.