Чего ждать от российского фондового рынка в 2016 году
Тяжелый и сложный был 2015 год. Экономические шоки, обвал нефтяных цен, падение производства и инвестиций, сокращение доходов населения и затянувшаяся рецессия, казалось бы, должны были обрушить российский рынок акций. Но, как ни странно, наши фондовые индексы показали в 2015 году почти 25%-ный рост. Здесь нет парадокса. Сработал так называемый эффект низкой базы. Ведь в конце 2014 года цены акций большинства компаний упали до многолетних минимальных значений, в тот момент игроки оценивали ситуацию на российском рынке как критическую.
Фондовый рынок по своей природе почти всегда является опережающим индикатором по отношению к экономике, и ожидания инвесторов моментально проявляются в ценах акций и лишь впоследствии корректируются в соответствии с данными статистики.
В 2016 году эффекта низкой базы в акциях не будет, экономические прогнозы довольно мрачные, прогнозы по ценам на нефть еще мрачнее, и то, что двигало рынок в последние месяцы, в новом году может и не сработать. Тем не менее я считаю, что российские фондовые индексы, включая индекс РТС, и в 2016 году могут показать сопоставимый рост на 20–25%. Но можно ли вообще рассчитывать на рост акций, если прогнозы по экономике самые негативные, а фондовый рынок — это индикатор ожиданий?
Чтобы понять, почему рынок способен вырасти даже во время рецессии, необходимо оценить его участников, структуру индексов, общие экономические тенденции и риски, включая геополитические.
Это далеко не всем очевидно, но основными игроками на рынке акций российских эмитентов являются иностранные фонды, инвесторы, спекулянты. На их долю приходится до 70% всего объема торгов акциями, ADR/GDR. Наши участники рынка заметно сдали свои позиции в последние пару лет, большие пакеты акций находятся в залогах или в сделках РЕПО. Ликвидности на рынке меньше, а значит, он подвержен резким колебаниям.
При этом эмоции и настроения иностранных инвесторов в отношении к российскому рынку формируют в первую очередь заголовки новостных лент. Западным инвесторам реально все равно, что мы сами думаем про нашу экономику, текущие проблемы и уровень жизни. Но им важен такой показатель, как Р/Е — отношение рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на акцию. И вот по этому показателю российские компании отстают от западных в среднем в четыре раза.
Нельзя сказать, что такая оценка несправедлива. Напротив, это очень объективный показатель, отражающий и бизнес-климат, и состояние экономики, и слабую защиту интересов собственников и инвесторов, отвратительные стандарты корпоративного управления и все наши внутренние проблемы. Но вместе с тем любые положительные новости (а негатив давно уже в ценах) будут подогревать интерес инвесторов к российским акциям и поднимать их стоимость.
Это может быть и геополитика, например, позитивная оценка западных лидеров в отношении роли России в борьбе с международным терроризмом или смягчение санкционной риторики и поиск взаимных компромиссов в экономическом сотрудничестве. Может помочь рынку акций и разворот цен на углеводороды и металлы. Уровни цен на большинство сырьевых товаров сейчас находятся вблизи многолетних минимумов, и это относится не только к нефти, но и к промышленным металлам, чугуну, стали, рудам и углю.
Отметим при этом, что хоть мировая экономика и растет относительного низкими темпами, никакого кризиса в мире нет. И потребление сырья продолжит свой рост. Любой разворот цен на продукцию горнодобывающей и металлургической промышленности, прекращение падение нефти будет восприниматься как позитивная новость для всего российского рынка акций. Вес нефтегазовых компаний в наших индексах составляет 51%, а доля всех компаний-экспортеров достигает 65%. Такая композиция индексов способна вытянуть фондовый рынок вверх, даже если не ждать в следующем году ничего хорошего от потребительского и финансового секторов.
Фондовый рынок уже соотнес достигнутые в этом году минимумы по Brent и по промышленным металлам с минимальными значениями акций соответствующих компаний. И теперь может снова сработать эффект «низкой базы», но уже не самих акций, как в начале 2015 года, а в новостном фоне и в ценах на сырье.
Но есть ли основания ожидать рост цен на сырьевых рынках? Восстановление стоимости стали и цветных металлов будет идти медленно, и это обусловлено невысокими темпами роста мировой экономики в целом. Но начало реализации китайского инфраструктурного проекта «Пути и Пояса», стартующего в 2016 году, вызовет дополнительное увеличение спроса на продукцию металлургии и сектора строительных материалов. И это десятки миллионов тонн. Задыхающийся от смога и промышленных выбросов Китай будет закупать часть сталепроката за рубежом.
Дальнейшее падение нефтяных цен является серьезным риском и для российской экономики, и для фондового рынка. Страны Персидского залива продолжают ценовой демпинг в борьбе за рынки сбыта, а спекулянты увеличивают «короткие» позиции, что давит на котировки нефтяных фьючерсов. Но при этом происходит реальное сокращение добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, спрос на углеводороды в мире немного растет, а Ирану потребуется время и огромные инвестиции, чтобы вернуться к досанкционным уровням добычи и экспорта нефти. Да и фактор геополитических рисков Ближнего Востока пока не учитывается в ценах, но может проявиться в любой момент.
Главные риски для российского фондового рынка вызваны слабостью экономики, катастрофическим падением платежеспособного спроса и снижением инвестиций. К этим рискам добавляются проблемы банковской системы и финансового сектора в целом. В аутсайдерах также могут оказаться отрасли, зависящие от внутреннего спроса: потребительский сектор, транспорт, телекоммуникации. Инвесторы не имеют права игнорировать эти проблемы.
Но дело в том, что фондовый рынок - это не вся экономика. Публичные компании — это всего лишь вершина тающего айсберга, но они способны долго оставаться на плаву. Это касается и финансового сектора фондового рынка, который в глазах инвесторов представлен в основном акциями Сбербанка, показавшего в этом году прибыль.
Итак, 2016 год может оказаться вполне успешным для российских акций, но нужно готовиться к высоким колебаниям курсов акций и учиться управлять рисками.