Откуда прилетят «черные лебеди» в 2017 году
Основные риски для российского инвестора в 2017 году будут связаны с геополитикой. В первом полугодии угроза будет исходить со стороны США, где складывается довольно непростая ситуация в связи с приходом к власти Дональда Трампа. Новому президенту будет весьма непросто воплощать свои смелые предвыборные обещания в жизнь, поскольку сторонников у него даже среди республиканцев не так уж и много. К тому же он пытается набрать к себе в команду специалистов, кандидатуры может не утвердить сенат и конгресс США.
Если экономическая программа Трампа окажется несостоятельной — рынок начнет переосмыслять ситуацию. Ведь инвесторы успели заложить в свои стратегии развитие крупного бизнеса, снижение налогов и увеличение госрасходов в США. Они рассчитывали на повышение темпов инфляции в стране и спешно избавлялись от облигаций Казначейства (Treasuries), надеясь, что Федрезерв будет повышать ставку в 2017 году несколько активнее, чем ожидалось ранее. Однако в скором времени вместо роста биржевых индексов, который наблюдался последние пять-шесть недель, мы можем увидеть диаметрально противоположную картину: распродажи на рынке акций и бегство инвесторов в защитные активы. Американская экономика рискует впасть в рецессию на период от второго до четвертого кварталов.
Вторым и самым главным фактором риска в следующем году можно назвать проблемы китайской экономики. Впервые они стали головной болью для инвестора в августе 2015 года. Тогда китайский рынок упал почти на 40%, а американский — где-то на 15%. Потом фондовые рынки мира пострадали из-за Китая в январе 2016 года — это привело к падению биржевых индексов на 10–15%. Сейчас Китай балансирует на грани нового обвала, который может произойти уже в ближайшие один-два месяца. На китайском рынке облигаций наблюдаются масштабные распродажи — инвесторы выводят капитал из страны в связи с ослаблением юаня. Госдолг Китая достиг почти 250% от ВВП. За десять месяцев текущего года из страны вывели $530 млрд. В ноябре этого года отток резервов стал максимальным с января — с $69,06 млрд до $3,052 трлн. Ранее МВФ определил в качестве критичной отметки уровень $2,8 трлн.
Последний год китайская экономика оставалась на плаву исключительно благодаря масштабному кредитованию в стране. Если посмотреть на объем выданных за это время кредитов в КНР — он бьет все рекорды за последнее десятилетие. Рост цен на дома во всех провинциях Китая составил от 40 до 70%. За 2015 год объем чистого внутреннего кредита составлял 133 трлн юаней, это примерно $20 трлн. В 2016 году этот показатель вырос еще сильнее. Это уже просто угрожающая цифра. Это свидетельствует о гигантском долговом пузыре. Как известно, чем больше кредитов выдают банки, тем больше потом будет просрочек. На этой неделе Народный банк Китая был вынужден ужесточить нормы кредитования и ввести запрет на покупку второй квартиры. Акции ипотечных компаний и девелоперов уже отреагировали на эти нововведения снижением стоимости. И не исключено, что это только начало. Более того, сейчас ни один аналитик не сможет оценить масштабы китайской проблемы даже приблизительно, потому что до 50% всего финансового сектора в Китае работает в тени.
Третья угроза, которая будет актуальна в 2017 году, — это проблемы Евросоюза. Мы видим, что евроскептики постепенно укрепляют свои позиции в регионе и это повышает вероятность распада ЕС. Выход из Евросоюза еще какой-нибудь страны станет настоящим стрессом для фондовых рынков по всему миру. На первый план, впрочем, в следующем году выйдут проблемы европейской банковской системы. Речь идет об Италии, где на балансе у банков около $350 млрд токсичных активов — это примерно 28% от общего объема. В Греции и Кипре доля проблемных активов в банковской системе и вовсе достигла 40%. Это означает, что в 2017 году есть риски очередной «стрижки депозитов» на Кипре и новой шумихи вокруг докапитализации греческих банков.
Какой из перечисленных негативных факторов всплывет на поверхность быстрее — будет зависеть от динамики долгового рынка. Если доходность по американским суверенным облигациям продолжит расти и инвесторы будут их продавать, то в Европе мы также увидим распродажи на рынке долга. Это грозит обвалом всей пирамиды. Ведь надежные гособлигации, такие как американские или немецкие, — это самые ликвидные в мире активы, их покупают на долгосрочную перспективу, закладывают для покупки акций, новых облигаций и т.д. Когда такая облигация падает как залоговый актив, то обычно советуют либо донести деньги, либо продавать эти бумаги.
А деньги взять сейчас негде: мировая финансовая система испытывает острую нехватку долларов. Сейчас долларовые ставки пребывают на трехлетнем максимуме во всем мире. Большинство центробанков не имеют открытой своп-линии с ФРС США. Они не могут занять американские доллары физически. Если им завтра вдруг понадобится эта валюта, у них есть только один вариант: продать американские Treasuries. Это ровно то, что сейчас и делает и Китай, и Саудовская Аравия, и Россия, и ряд других стран. На этом фоне любая паника может спровоцировать хаос и обвал на фондовых рынках.
У России сейчас почти нет специфических страновых рисков — на нее действуют только внешние факторы. То есть любой геополитический риск, который реализуется в мире в 2017 году, ударит прежде всего по развивающимся странам, в том числе по России. Однако важно учитывать, что Минфин в этом году разместил ОФЗ почти на триллион рублей — это горячий спекулятивный капитал. Если в мире начнется масштабная распродажа на долговых рынках, то иностранные инвесторы будут избавляться и от российских ОФЗ. А когда начнется мощный отток из ОФЗ, как мы это видели в 2014 году, курс рубля может значительно просесть.
С учетом всех этих рисков частному инвестору имеет смысл вложиться в валюту, купив в равных долях доллары и евро. Еще я бы обратил внимание на золото, которое сейчас под копирку повторяет динамику прошлого года. Тогда золото падало шесть недель подряд перед повышением ставки ФРС, а потом оно росло три месяца, подорожав в итоге на 25%. Сейчас я ожидаю, что в первом полугодии 2017 года золото покажет рост на 10–30% в зависимости от ситуации в мире. А когда рынок акций скорректируется — имеет смысл купить акции российских экспортеров, которые выиграют от девальвации рубля и, возможно, обгонят инфляцию.