Резиденты поневоле: как Минфин «помог» проживающим за рубежом россиянам
На прошлой неделе российский Минфин представил для публичных обсуждений проект изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые должны будут снять спорные моменты в определении понятия российского валютного резидентства. О масштабе проблемы позволяет судить статистика: Пенсионный фонд выплачивает пенсии более 270 тыс. граждан, проживающих в 121 стране мира, а, по информации ЦИКа, за рубежом постоянно находятся до 1,9 млн россиян.
Подозрительность в законе
Действующая версия закона обязывает российских валютных резидентов — физических лиц не позднее месяца с момента открытия счета в иностранном банке, изменения его реквизитов или закрытия сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания. Кроме того, с этого года до 1 июня следующего за отчетным календарным годом в инспекцию необходимо подавать ежегодный отчет об остатках средств и о движении по ним на счетах в иностранных банках.
Однако российскими резидентами не считаются граждане, которые не менее года постоянно проживают в иностранном государстве, имеют там вид на жительство либо временно пребывают на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее года.
Уже сейчас самой большой проблемой для россиян, проживающих за границей, является официальное толкование закона со стороны Росфиннадзора, а теперь и ФНС, согласно которому даже единичный въезд на российскую территорию влечет для постоянно проживающего за рубежом россиянина утрату статуса валютного нерезидента. На самом деле такого условия закон не содержит, как и критерия непрерывности годового срока пребывания за рубежом.
Совершенно очевидно, что любому российскому гражданину, постоянно или временно пребывающему за границей, могут потребоваться краткосрочные поездки в Россию, что не должно менять его статус валютного нерезидента. Кроме того, возможна ситуация, когда россияне выезжают на постоянное место жительства за границу, снимаются в установленном порядке с регистрации по месту постоянного жительства в России, открывают счета в иностранных банках для начала ведения трудовой или предпринимательской деятельности, но им приходится опять приезжать на родину до истечения годового срока.
Не хуже, чем в США
Предложения Минфина могут узаконить неприятности для проживающих за рубежом россиян. Держателей российских паспортов хотят в принципе лишить права стать валютными нерезидентами, то есть лицами, которые абсолютно и безусловно исключаются из-под российских валютных ограничений и обязанностей.
Желание Минфина связать всех россиян валютными ограничениями понятно, хочется использовать опыт США, которые взимают подоходный налог по принципу гражданства, почему и обязывает всех своих граждан отчитываться о всех своих иностранных счетах (FBAR) с совокупным балансом, превышающим $10 тыс.
Кстати, в 2014 году, после введения санкций, Департамент казначейства США остановил переговоры с российским Минфином о заключении специального налогового соглашения об обмене информацией и предотвращении налоговых уклонений в России. Соглашение не состоялось, но в законе «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами» все же появилась статья 6, установившая обязанность иностранных организаций финансового рынка сообщать российским регуляторам «о реквизитах открытых у них счетов (вкладов) граждан Российской Федерации и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами Российской Федерации». Очевидно, что пока отношения России со странами США и ЕС остаются прохладными, эта норма вряд ли будет эффективно работать.
Уступки в обмен на контроль
Взамен на недоступность для россиян статуса валютного нерезидента Минфин предлагает некоторые послабления. Например, «иностранные» россияне не будут ограничены перечнем разрешенных российским законом операций по своим счетам, а также не будут отчитываться перед российскими налоговиками по иностранным счетам. Соответственно, к ним не могут быть применимы штрафы за незаконные валютные операции в размере от 75 до 100% суммы операции.
Для этого необходимо не менее года постоянно или временно проживать в иностранном государстве, при этом срок может прерываться кратковременными пребываниями в России, которые в совокупности не должны превысить три месяца в календарном году. Стоит сразу заметить, что введение понятия «кратковременное пребывание» несет риск для таких лиц недопустимости единовременного нахождения в России до трех месяцев. И, конечно, никто не знает, что означает кратковременное пребывание, об этом молчит даже миграционное законодательство.
В случае же если такой россиянин превысит «разрешенный» трехмесячный срок нахождения в России, то ему придется, как и вернувшемуся на постоянное место жительство, отчитаться за все открытые и закрытые когда-либо счета в иностранных банках (включая изменения любых реквизитов) и, видимо, подать все ежегодные отчеты по балансам и движению средств на таких счетах за время отсутствия в России.
С 2018 года Минфин предлагает отнести к разрешенным операциям еще и возможность зачисления на иностранные счета валютных резидентов средств от продажи имущества и недвижимости. Интересно, что недвижимость, по мнению регулятора, должна находиться в странах — членах ОЭСР, FATF или подписавших многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (подписано в 2014 году в Берлине, Россия присоединилась 12 мая 2016 года).
Но и с этими уступками не все так просто. Например, сложно понять, зачем Минфин снова упоминает об ОЭСР и FATF. Ведь переговоры о вступлении России в ОЭСР были приостановлены в 2014 году, и когда возобновится процесс — неизвестно. Членство в ФАТФ еще не является критерием соблюдения основных принципов этой организации по противодействию отмывания денежных средств. Для этих целей ФАТФ ведет черный список. Например, получается, что при продаже недвижимости в Монако российский собственник будет вынужден принять деньги на свой российский счет, если только он не продает свою собственность через агента. При том что Монако полностью соблюдает все принципы ФАТФ.
Найти здравый смысл
Пока законопроект только обсуждается, и есть шанс, что наиболее одиозные его положения не будут воплощены в жизнь. Наилучшим решением было бы сохранение существующего механизма разделения россиян на валютных резидентов и нерезидентов при уточнении понятия разрешенного кратковременного пребывания в России для граждан, уехавших не на постоянное проживание за границу.
Что же касается россиян, снявшихся с регистрации по постоянному месту жительства в России и реально проживающих постоянно за рубежом, то в отношении них российский режим валютных ограничений и обязанностей по представлению отчетности должен быть исключен в принципе, включая и ограничение по сроку временного пребывания в России. Это, безусловно, повысит лояльность к сохранению российского гражданства у соотечественников за рубежом, а также сохранит возможность существования необходимого для защиты российской банковской системы внутреннего режима валютных ограничений для физлиц внутри страны.