Семейный расчет: что на самом деле можно включать в брачный договор
В 2010 году пара, собирающаяся вступить в брак (жених был иностранцем, исповедовал ислам, невеста — наша соотечественница) и жить в России, решила составить и заключить подчиненный российскому праву подробнейший брачный контракт, регулирующий буквально все стороны их семейной жизни.
У каждого из будущих супругов был свой бизнес, они не собирались делать доходы от него общими. Жених и невеста имели за плечами по неудавшемуся браку. У мужчины он закончился длительным и тяжелым судебным разбирательством с бывшей женой на его родине. Будущие супруги были предельно прагматичны: чем больше продуманных заранее решений по потенциально конфликтным вопросам, тем меньше раздоров в будущем. Отсюда и множество самых разных пожеланий.
Пара предполагала, что договор будет детально регулировать их совместную жизнь. Помимо условий, относящихся к бизнесу обоих партнеров, они хотели, чтобы брачный контракт содержал договоренности об их месте жительства, о количестве и вероисповедании детей, которых будущие супруги собирались завести в браке, и даже о таких мелочах, как блюда, которые с определенной периодичностью должна готовить жена. В документе, по их мнению, должна была быть указана, кроме всего прочего, продолжительность отпусков каждого из супругов.
Но по российскому законодательству брачный договор может касаться только имущественных отношений между супругами. Поэтому таким договором нельзя установить ни права и обязанности в отношении детей, ни место жительства, ни трудовую деятельность или режим отдыха кого-либо из супругов, ни какие-то еще права и обязанности, не касающиеся имущества. Мы убедили пару, что обсуждения и договоренности по всем этим вопросам надо вынести за рамки брачного договора. И сосредоточились на имуществе, доходах и расходах.
В отличие от соглашения о разделе имущества, брачный договор позволяет определить имущественные отношения супругов на будущее, так что вопрос с доходами от бизнеса оказалось урегулировать проще всего. По брачному договору они могут признаваться собственностью каждого из супругов, такое условие мы и включили в договор. Даже после вступления в брак муж и жена могут тратить заработанные деньги, не оглядываясь друг на друга.
Был урегулирован и вопрос о порядке несения расходов на семейное, общее имущество. После заключения брака они планировали приобрести квартиру, которую надо будет содержать и ремонтировать время от времени. После некоторого обсуждения будущие супруги договорились, что из их доходов периодически откладываются определенные суммы на ремонтные работы.
Процесс развода не остался без внимания — на этом настаивал жених. Ему не хотелось переживать еще одно судебное разбирательство, во время которого достаточно личные вопросы становятся известны всем, кто присутствует в зале суда. Он это уже пережил и повторить желания не возникало.
В брачном договоре указали, какое имущество — вплоть до столовых приборов — из приобретенного в браке каждый из супругов получит при разводе. Кстати, все совместно нажитое имущество или его подавляющую часть нельзя переписать на одного из супругов — такой пункт может быть признан дискриминирующим одного из супругов и недействительным.
В нашей истории муж хотел указать и вариант раздела имущества в случае его смерти, чтобы учесть интересы детей от первого брака. Но мы отказали, брачный договор не может урегулировать этот вопрос, необходимо составлять отдельный документ — завещание.
Имущественные вопросы обсуждались между супругами несколько недель, объем печатного текста рос и рос. Когда проект договора показали нотариусу, тот не сразу согласился его удостоверять, к таким объемным документам он просто не привык. Удивительно, но брак в итоге состоялся.
Через несколько лет, в 2014 году, эти клиенты вновь появились у нас в бюро. Жизнь их за это время сильно изменилась: родился ребенок, жена, продав бизнес, занималась домом и воспитанием сына. Старый брачный договор уже фактически не соблюдался: многие из предположений супругов о том, как будет протекать их семейная жизнь, не выдержали проверки практикой.
Муж увлекся мотоспортом. Он купил мотоцикл и денег на это увлечение не жалел. Новая статья расходов — весьма значительных, кстати, сильно раздражала супругу. Такого поворота событий никто не предвидел и в первоначальном тексте договора тема расходов на дорогостоящее хобби никак не регулировалась.
Супруги вновь прошли путь урегулирования всех имущественных вопросов для внесения в договор изменений.
Любимый мотоцикл, хотя он и был приобретен в период брака, муж ни при каких обстоятельствах с женой делить не хотел. Тогда жена потребовала включения в брачный договор условия о том, что все расходы по содержанию любимой игрушки муж несет из своего, а не общего кармана. Альтернатива, на которую она была согласна, — жесткий лимит расходов на хобби мужа, финансируемых из семейного бюджета. Муж выбрал первый вариант: мотоспорт стал его единоличной вотчиной, все расходы на это увлечение он нес сам.
Было у супругов и еще одно пожелание. Они купили для своего ребенка квартиру и хотели, чтобы при разводе она перешла в его собственность. Здесь нам пришлось отказать: супруги не имеют права в брачном договоре определить права третьих лиц (в данном случае сына) на их имущество.
Нельзя сказать, что этой истории брачный договор сыграл в семейной жизни какую-то решающую роль. Супруги продолжают жить в браке, а многие пункты первоначального документа уже неактуальны. Однако на первом этапе он придал им уверенность, что все важные вопросы они решили.