Что такое инвестиционные стереотипы и чем они опасны
В инвестициях, как и в жизни, человек пользуется упрощениями, облегчающими существование: акции — это рискованные инвестиции, облигации — надежны, недвижимость всегда в цене и т.д. Насколько эти клише или упрощения действуют сегодня? Давайте посмотрим на пять графиков — на них изображены результаты инвестиций за последние два года в российские акции, недвижимость, рублевые и валютные облигации и сырьевые активы. Попробуйте сопоставить рисунки — что есть что?
Оказалось, что упрощения могут серьезно дезориентировать даже профессионалов, работающих в финансовом секторе — особенно, когда цены на все активы очень сильно колеблются. Что тогда говорить о непрофессиональных инвесторах? Стоит вносить поправки в свои устоявшиеся взгляды, чтобы лучше разобраться в рисках и факторах инвестиций в российские активы. К чему же нас подталкивают стереотипы, когда мы смотрим на графики? В аутсайдеры люди подсознательно записывают акции, хотя основные потери нам принесли рубли — валюта, от которой зависят доходы актива. Именно валюта замечательно объясняет результаты, достигнутые инвестициями в разные классы активов.
Доходность – 12,6%
Этот вид облигаций в целом поддержал реноме долговых инструментов как надежного инструмента для инвестиций. Долларовые облигации оказались единственным из рассматриваемых классов активов, показавших положительный результат, согласно индексу гособлигаций России, рассчитываемому ММВБ. Суверенный дефолт не произошел, оценка рисков постепенно нормализовалась, а купоны за два года позволили получить прибыль от инвестиции.
График 2: Сырьевые товары
Доходность — -36,6%
Никаких стереотипов в поведении цен на сырье в кризис у людей обычно нет. Ну кроме того, что все знают: нефть падает в цене. Причем за последние два года цены на нефть упали в 3 раза, значительно сильнее, чем индексы сырьевых активов. За счёт замедления роста Китая и укрепления доллара Bloomberg commodity index упал на 36% за два анализируемых года. И это, можно сказать, не так уж и много. Два года назад аналитик, который настаивал бы на том, что цены на нефть упадут до $40 за баррель к концу 2015 года, выглядел бы как белая ворона.
График 3: Акции
Доходность — -37,5%
Многие ожидают, что в кризис акции должны страдать больше всего. При прочих равных акции и в самом деле должны упасть сильнее: их стоимость оценивается на основе будущих будущих денежных потоков. И если издержки бизнеса при этот постоянны, то это очень сильно влияет на итоговую цену акций. Но у российских компаний в долларовом выражении также сократились и издержки. Рублевые зарплаты если и выросли, то очень незначительно, как и внутренние тарифы на электроэнергию, газ, транспортные услуги. И, наконец, сыграла естественная роль акций как защиты от инфляции: выручка и затраты в среднем растут с темпом инфляции, значит, и прибыль тоже. Нефтяники, кроме того, гораздо меньше страдают от падения цен на нефть, поскольку основная часть роста цен изымалась высокими пошлинами и налогами. Соответственно, и от падения цены на нефть больше пострадал бюджет, чем нефтяные компании — пока что. Все перечисленные эффекты компенсировали существенную часть падения российских акций, чей результат в итоге оказался практически такой же, как у сырьевых товаров.
График 4: Московское жилье
Доходность — -48%
Репутацию защитника валютных сбережений жилая недвижимость потеряла надолго. Всем стало ясно, что это всего лишь рублевый рынок, зависящий от состояния экономики. Прошедшие два года продемонстрировали это в полной мере. Несмотря на падение национальной валюты, рублевые цены практически не растут. В этом помогает стагнация цен на рынках труда, цемента, глобальное падение цен на сталь. Стоимость аренды стала даже ниже, так что ставки доходности инвестиций в жилье под сдачу оказались ниже докризисных 4%. Да, недвижимость несет дополнительную роль страховки при коллапсе финансовой системы, который помнят потерявшие свои сбережения в 1991 году. Но в условиях доступности зарубежных счетов и финансовых инструментов премия за этот риск выглядит избыточной. И уж точно недвижимость не защищает валютную стоимость инвестиций в экспортирующей экономике, столкнувшейся с существенным падением валютных доходов.
График 5: Рублевые корпоративные облигации
Доходность — -53,6%
Рублевые долговые бумаги очень серьезно подвели ожидания. Пресловутую надежность облигаций не надо путать с отсутствием рисков. И вот в аутсайдерах, в которые интуиция определяет акции, на самом деле оказались инвестиции в рублевые корпоративные облигации, упавшие почти вдвое в долларовом выражении. Как это получилось? В первую очередь — за счет реализовавшегося валютного риска. Свой вклад сделал и Банк России, резко поднявший уровень ставок в декабре 2014 года — стоимость облигаций, потерявшая из-за обесценения рубля, упала еще сильнее. Результаты держателей рублевых депозитов оказались не сильно лучше (особенно с учетом отзыва лицензий ряда банков).
Все эти рассуждения понятны после разбора причин, породивших различия в доходности активов, но из-за устоявшихся образов разных классов активов интуиция мешает инвесторам эффективно принимать решения. Тезис «акции рискованней облигаций» лепит все облигации вместе, хотя для них, а также депозитов и кредитов решающую роль играет валюта платежей, как мы уже смогли убедиться, а неожиданная инфляция наносит существенный удар реальной стоимости. Московская недвижимость (та самая, которая «всегда в цене»), потеряв почти половину стоимости, не может существовать в отрыве от ситуации в экономике и сохранять валютную стоимость инвестиций.
В инвестициях не стоит ориентироваться на упрощения. Принимая инвестиционное решение, необходимо понимать основные факторы, которые будут влиять на его стоимость.