Почему у российского рубля есть все шансы укрепиться в следующем году
Для рубля 2015 год складывается успешнее прошлого. В начале ноября цена доллара в рублях мало отличается от той, что была в первом квартале, в то время как год назад к ноябрю рубль успел потерять уже около трети своей стоимости. Но события декабря прошлого года не забыты и у многих возникает вопрос, будет ли рубль слабеть в ближайшем будущем? Сколько будет стоить доллар через год? Имеет ли сейчас смысл покупать доллары или открыть валютный вклад на длительный срок? Давайте разберемся.
Безусловно, очень многое в 2016 году будет зависеть от уровня цен на нефть. Более того, кроме устойчивого падения цен на нефть, я не вижу других значительных аргументов для обесценения российской валюты в следующем году. По моему базовому прогнозу, средняя цена на нефть в следующем году сложится примерно на уровне $60 за баррель, средний доллар будет стоить в диапазоне 58–59 руб. То есть, рубль ждет укрепление относительно нынешнего уровня.
Если же цена на нефть останется на отметке $50 за баррель, что, по моему мнению, также достаточно вероятно, то среднегодовой курс составит порядка 63–64 руб. за доллар. И это очень близко к текущим значениям. Шанс на снижение цен на нефть до $40 или $30 за баррель — совсем невелик, но все же остается. Если это случится, потребуется новый этап подстройки российской экономики к окружающей реальности. Центробанк препятствовать этому, скорее всего, не будет и, соответственно, надо ждать очередной резкой коррекции курса. Однако, повторюсь, я не рассматриваю этот сценарий как базовый.
Что же будет помогать рублю в следующем году? Российская валюта выиграет от двух факторов, отражающих две стороны одной медали — платежного баланса России.
Прежде всего, в 2016 году можно ожидать возвращения оттока капитала к привычным для России уровням — $60 млрд в год. Такой отток капитала из России наблюдался в 2012 и 2013 годы, в то время как за 2014 и 2015 годы из страны утекло приблизительно $200 млрд (большая часть — в прошлом году).
Нормализация оттока капитала в первую очередь будет связана с почти двукратным сокращением выплат внешнего долга — до уровня менее $40 млрд. Это предсказуемо. В 2014 и в 2015 годах российским компаниям и банкам приходилось погашать и краткосрочный, и долгосрочный долг. В следующем году придется расплачиваться только по долгосрочным кредитам, так как новых краткосрочных кредитов они уже не брали.
Влияние вывода иностранцами средств из российских финансовых активов и «домашнего» оттока капитала (то есть приобретения субъектами российской экономики иностранных активов, прежде всего валюты) — тоже упадет. Доля нерезидентов в активах российских финансовых рынков сейчас невысока. Это последствия санкций и падения ВВП: нижняя точка делового цикла — не самое удачное время для инвестиций. Но это же значит, что связанный с возможным повышением ключевой ставки в США отток средств иностранных инвесторов уже не будет заметен.
Многое из того, что предполагалось вывести за рубеж или перевести в наличную иностранную валюту, уже было конвертировано. При этом потенциальный спрос на иностранные активы ограничен политикой деофшоризации и пониманием того, что счет в крупном западном банке, открытый за границей, уже перестал быть абсолютно безрисковым активом из-за потенциальных геополитических рисков.
Поддержит российский рубль и слабый рост импорта. В условиях очень слабого восстановления внутреннего спроса объемы импорта товаров и услуг не должны измениться. А отсутствие быстрого посткризисного восстановления экономики означает, что сильного увеличения перечисляемых за рубеж инвестиционных доходов не произойдет.
В результате комбинация профицита счета текущих операций платежного баланса (более 5% ВВП) и снижения чистого оттока капитала должна создать благоприятные условия для национальной валюты. Не надо забывать, конечно, что в условиях свободного плавания колебания рубля в течение года вокруг среднего значения могут быть очень заметными.
Мой прогноз — в следующем году российская валюта скорее укрепится, чем ослабнет. Отсюда и рекомендации: осторожно и взвешенно подходить к инвестициям в валюте.